ЦРУ сводит счеты с германской разведкой в Косово

14 ноября этого года у главного офиса специального представителя ЕС по Косово в Приштине Питера Фейтца прогремел взрыв. Не то, чтобы это был масштабный террористический акт. Никаких жертв и разрушений не было, только стекла здания  потрескались. В общем, на спланированную акцию по дестабилизации обстановки такое дилетантство явно не тянуло. Так что же тогда произошло? Ответ кроется в дипломатических последствиях "теракта". Резонанс на международной арене получился гораздо сильнее и громче самого взрыва. Итак, давайте восстановим хронологию событий.

По подозрению в организации и осуществлении теракта были арестованы трое немцев - Роберт Цолер, Андреас Брункен и Андреас Якель. Все они впоследствии оказались сотрудниками германской разведки БНД ("Bundes Nachrichten Dienst"), но имели обычные, а не дипломатические паспорта, что само по себе довольно странно. Что интересно, от взрыва до ареста немцев прошла неделя. То есть, если бы они и в самом деле учинили нечто криминальное, у них была уйма времени, чтобы исчезнуть из Косово. А вот косовские спецслужбы, как выяснилось, следили за немцами давно. В их распоряжении оказались видеозаписи, на которых зафиксировано, как один из немцев, заходит в пустующее здание, расположенное по соседству с представительством ЕС. Именно оттуда и была брошена "бомба" (200 граммов взрывчатки). Неожиданно выяснилось также, что некая "Служба безопасности Косово" (полусформированная структура, длительное время не имевшая официального статуса) последние полтора года, оказывается, вела наблюдение за фирмой "Лоджистик Ассессментс", сотрудниками которой являлись трое задержанных граждан Германии.

Сотрудники БНД оправдывались тем, что прибыли на место совершения теракта, чтобы провести самостоятельное расследование, а компания "Лоджистик Ассессментс" занималась подготовкой рекомендаций для немецких инвесторов в Косово. Президент Косово Фатмир Сейдиу и премьер-министр Хашим Тачи уже через час после взрыва собрали пресс-конференцию и поспешили заявить, что теракт против представительства ЕС был "делом врагов Косова". При этом они почему-то акцентировали внимание на том, что ни один инцидент, ни один взрыв не может поколебать прозападную политику Косово и изменить чувство глубокого уважения к международному сообществу. Руководство БНД, в свою очередь, выдержав положенную в таких деликатных ситуациях паузу типа "no comment", вынуждено было затем в течение нескольких дней оправдываться, объясняя, что ее граждане и агенты не могут быть замешаны ни в чем подобном.

Тем временем, косовская сторона так и не смогла представить ни одного серьезного доказательства причастности трех немцев к взрыву. В конце концов, сотрудников БНД отпустили, после чего они спешно выехали в Германию. Сербские СМИ, в основном, выдвигали две версии случившегося. Одни утверждали, что немцы работали на радикальное крыло "Освободительной армии Косово" (ОАК), другие усматривали во всем произошедшем провокацию американских спецслужб. В пользу первой версии говорит тот факт, что трое задержанных - не первые немцы, планировавшие, готовившие и совершившие теракты по распоряжению ОАК. В Приштине еще в июне 2001 года по подозрению в подготовке покушения на полковника сербской полиции был задержан гражданин Германии Роланд Бартецко. Позднее выяснилось, что он причастен к подрыву сербского пассажирского автобуса в феврале того же года у села Ливадица. Тогда погибло 12 человек. Странность, однако, заключается в том, что после нескольких дней проведенных в тюрьме ООН Бартецко был почему-то вдруг переправлен на американскую военную базу "Бондстил", после чего чудесным образом совершенно спокойно ушел от судебного преследования. Этот факт явно свидетельствует о том, что Бартецко работал не на албанских радикалов, а непосредственно на американцев.

Сегодня же у ЦРУ есть много поводов для того, чтобы сводить счеты с сотрудниками БНД в Косово. Изначально этот регион был сферой влияния именно германских спецслужб, которые активно участвовали в создании албанских партизанских формирований. США же, со своей стороны, в то время только присматривались к ОАК и до осени 1998 года устами своего посланника на Балканах Роберта Гелбарда клеймили ее как "террористическую организацию". Однако затем все изменилось, и главари ОАК полностью переориентировались на США. Немецкий ответ не замедлил себя ждать: БНД начала "копать" под Хашима Тачи. В 2005 году это ведомство выпустило тайный доклад, в котором Хашим Тачи и его окружение были охарактеризованы как "крестные отцы" косовской мафии. За прошедшие годы БНД активно работала над раскрытием криминальных структур внутри косовской администрации. Кроме того, именно БНД "слило" в СМИ информацию о взятках Марти Ахтисаари от албанской мафии в обмен на проталкивание проекта косовской независимости. Вспомните, кстати, что меньше месяца назад Ахтисаари торжественно вручили Нобелевскую премию мира.

По мнению ряда немецких СМИ, нынешние действия Приштины - это месть Германии за деятельность БНД на территории Косово. Ведь именно БНД обозначила нынешнего премьер-министра Косово Хашима Тачи, лидера одной из оппозиционных партий Рамуша Харадиная, а также других бывших командиров ОАК как лиц, непосредственно замешанных в деятельности организованной преступности.
Однако кто мог санкционировать подобную провокацию, вину за которую целенаправленно сваливают на немцев? Немецкий эксперт по работе спецслужб Эрих Шмит полагает, что Приштина однозначно должна была предварительно получить поддержку и согласие США на задержание сотрудников БНД. Американская разведка уже десять лет как вытеснила БНД из Косово, а Вашингтон терпеть не может, когда суют нос в его дела в этом регионе, не согласуя свои действия с военными базы "Бондстил".