Вчера вечером организаторы Кубка Первого канала по футболу официально объявили о том, что зимой 2009 года популярный турнир не состоится.
Российские и украинские любители футбола уже успели привыкнуть к тому, что каждый год в конце января лучшие команды этих стран собираются в Израиле, чтобы выявить лучшего и подготовиться к сезону. Еще несколько месяцев назад перспективы у турнира были самые радужные - состав участников расширили до восьми, и в Израиле впервые ждали "Зенит", московское "Динамо", днепропетровский "Днепр" и харьковский "Металлист". Если прибавить к ним уже традиционный квартет - ЦСКА, "Спартак", киевское "Динамо" и донецкий "Шахтер", то компания получалась очень представительной.
Проблемы начались с того, что от участия отказались "красно-белые". Спартаковцы решили готовиться по другому плану, и без них турнир уже потерял часть своей привлекательности. Не секрет, что именно возрождение классического советского дерби "Спартак" - "Динамо" Киев стало едва ли не главным мотивом для создания Кубка Первого канала.
Замену москвичам нашли не сразу. Чемпион России казанский "Рубин" и столичный "Локомотив" дружно отказались, мотивируя решение тем, что план подготовки к сезону уже сверстан. Зато откликнулись самарские "Крылья Советов" и на этом, казалось, вопрос будет закрыт.
В начале декабря представители всех восьми клубов собрались в Москве, в Останкине, чтобы провести жеребьевку турнира. Изначально он должен был проходить по кубковой системе на выбывание, но в последний момент президент ЦСКА Евгений Гинер предложил разбить команды на две группы. Число матчей автоматически увеличилось, но идею клубы вроде бы единодушно поддержали. В присутствии журналистов сверстали составы групп и разъехались, оставив организаторов в легком недоумении - провести за неделю полноценный групповой турнир явно сложнее и накладнее.
Как выяснилось, новая формула устроила не всех. Практически сразу после жеребьевки последовал отказ от московского "Динамо". Его вроде бы обещали заменить чемпионом Узбекистана "Бунедкором". Но затем примеру столичных коллег последовал "Зенит", который тоже в последний момент отказался. Задумались и руководители донецкого "Шахтера". Одним словом, турнир разваливался на глазах, и в конце концов его решили отменить. Эту информацию в эксклюзивном интервью "РГ" подтвердил один из организаторов соревнований вице-президент фонда "Национальная академия футбола" (НАФ) Александр Эйдельштейн.
Александр Эйдельштейн: Действительно, Кубок Первого канала отменен. Решение было принято руководством фонда "Национальная академия футбола" после официального отказа "Зенита" и в связи с тем, что в нем не будут участвовать сильнейшие российские клубы. Получается, что наших команд будет меньше, чем иностранных. И мы, и Первый канал - российские организации, поэтому решили, что в таком виде турнир проводить бессмысленно.
Российская газета: То есть отказ "Зенита" стал решающим фактором?
Эйдельштейн: Изначально мы предложили кубковый формат турнира. Команды в письменном виде на него согласились. Потом на встрече, на которой должна была проходить жеребьевка, клубы пришли к выводу, что им мало игр, и они поменяли формат. Поскольку на всрече были не все руководители, которые принимают решения, процедура как-то затянулась. В результате и "Динамо", и "Зенит" пришли к выводу, что в таком виде их турнир не устраивает. Нас, в свою очередь, не устраивают соревнования, в которых с российской стороны участвуют только ЦСКА и "Крылья Советов".
РГ: Главный тренер киевского "Динамо" Юрий Семин по поводу отмены турнира уже высказался достаточно жестко. Он сказал, что это "некорректно" по отношению к украинскому клубу, поскольку план подготовки уже сверстан. Что вы скажете в ответ на такое заявление, ведь наверняка в таком же настроении пребывает не только Семин?
Эйдельштейн: Я знаю об этих словах Семина. Юрия Павловича очень уважаю и не хотел бы напрямую отвечать именно ему. Но если бы Евгений Леннорович Гинер со своим предложением об изменении формата вышел не на встрече представителей клубов, а хотя бы на недельку раньше, мы могли бы провести опрос, что называется, общественного мнения, а не проводить постфактум голосование среди людей, из которых не все принимают решения. Московское "Динамо", к примеру, сразу отказалось участвовать на таких условиях. Мне кажется, высказывания Юрия Семина излишне суровы по отношению к нам. Клубы должны отвечать за свои слова так же, как и мы. И если они подписали согласие участвовать в турнире... Тот же Семин просил, чтобы в четвертьфиналах российские клубы встречались с украинскими, и мы пошли ему навстречу. Потому что это не меняло принципов игры.
РГ: Ситуация довольно странная. Ведь на встрече в Останкине никто из участников Кубка возражений по поводу изменения формулы турнира не высказал. А потом начались отказы...
Эйдельштейн: На самом деле не все были "за". Согласились Евгений Гинер и наши украинские гости. Остальные просто промолчали. Высказали свою позицию представители московского "Динамо", но их, скажем так, никто особо не слушал. А "Зенит" тогда никак не отреагировал. Дело в том, что ни "Зенит", ни "Крылья Советов", ни московское "Динамо" по объективным причинам не прислали первых лиц. Да и незачем это было по большому счету. Ведь должна была пройти чисто формальная процедура - жеребьевка участников четвертьфиналов. Сами понимаете, что ничего криминального в том, что при этом присутвовал, условно, спортивный директор, а не президент клуба, не было. А вот изменение формата турнира - уже немного другое.
РГ: Кроме отказов участников, были ли какие-то организационные проблемы?
Эйдельштейн: Конечно, они всплыли, как только мы начали из семи матчей делать 13. Нам пришлось удлинять турнир, договариваться с израильскими телевизионщиками, которые должны были обеспечивать трансляции. Что говорить, 13 игр - это уже практически чемпионат Европы образца какого-нибудь давнего года.
РГ: Значит ли это, что вы, как организаторы, уже понесли серьезные убытки?
Эйдельштейн: Что поделать. На самом деле мы в принципе никаких договоров не подписывали. Расходы были, что называется, текущие.
РГ: Кубок Первого канала отменен совсем или просто делает перерыв на один год?
Эйдельштейн: По крайней мере пока Сергей Александрович Капков, председатель правления НАФ, сказал, что отменен только турнир 2009 года, а не Кубок Первого канала в принципе.
РГ: Однако уже сечас говорят о том, что реанимировать турнир будет еще сложнее...
Эйдельштейн: Не знаю, я пока реанимацией не занимался. Давайте попробуем и сделаем выводы. Может быть, действительно трудно. Может быть, я еще не понимаю до конца всех сложностей реанимации, но все же надеюсь, что хоронить Кубок Первого канала еще рано. Мне кажется, этот турнир еще будет.