23.12.2008 05:00
    Поделиться

    Лукашенко не собирается "ничего выпрашивать" у России

    В конце года у российского руководства традиционно наступает тяжелая пора переговоров с рядом партнеров на постсоветском пространстве. Вчера в Кремле президент Дмитрий Медведев искал взаимопонимание с запросами своего белорусского коллеги Александра Лукашенко.

    Подведением итогов очередного года российско-белорусской интеграции на высшем уровне в конце года пытались заняться уже не раз. Однако провести Высший Госсовет Союзного государства так и не получилось. И накануне, когда ряд глав государств СНГ встречались на казахстанском курорте Боровое, Александр Лукашенко туда просто не поехал. Причем, похоже, без каких-то важных причин. Вместо этого в пятницу вечером в Москве белорусский президент вышел на лед поиграть в свой любимый хоккей в составе "Сборной звезд мира" против команды "Газпромэкспорта" и проиграл.

    Вчера, когда со своим российским коллегой он сел за один стол, чтобы обсудить широкий круг двусторонних вопросов, включая новые цены на газ для Белоруссии, Александру Лукашенко представился шанс взять у "Газпрома" реванш.

    Дмитрий Медведев, открывая встречу, мягко заметил, что уходящий год в отношениях двух стран был насыщенным и сложным. По итогам года, в частности, ожидается рост товарооборота на 40 процентов до очередного рекорда в 33 миллиарда долларов. "Мы вышли на тот уровень, который планировался, и даже если принять во внимание кризис в мировой системе, то мы продолжаем сотрудничать и ищем пути выхода, - заявил российский лидер. - Поэтому я считаю, что Новый год мы можем на российско-белорусском направлении встречать с хорошим настроением".

    Правда, Медведев сразу же оговорился, что вопросы друг к другу остаются. Это признал и Лукашенко, прямо заявив, что со своей стороны собирается поставить эти вопросы перед российским руководством. По сути, для Белоруссии сегодня актуальны два момента - цена на газ на будущий год и финансовая помощь, столь необходимая в условиях мирового финансового кризиса.

    Александр Лукашенко при этом попытался сразу же ответить на звучавшие накануне, как он выразился, "инсинуации", что Белоруссия якобы на коленях ползет в Кремль что-то выпрашивать.

    - Мы сегодня ничего не собираемся выпрашивать, - уверял он Дмитрия Медведева. - Я просто хочу некоторым напомнить, что Белоруссия - это сборочный цех Советского Союза, а сегодня - России. Мы получаем комплектующие и ресурсы, точнее сказать, покупаем у России. Сегодня, если остановится экономика Белоруссии, то 10 миллионов частично или полностью безработных будут в России, потому что остановятся те предприятия, от которых мы берем комплектующие и так далее. Это неинтересно ни России, ни, тем более, Белоруссии. Мы хотим в этом поддержки Москвы, потому что это выгодно и Белоруссии, и Российской Федерации.

    В первую очередь под поддержкой официальный Минск понимает приемлемые для него цены на российский газ. Объем его поставок уже известен - это около 22 миллиардов кубометров. А вот российские и белорусские взгляды на ценообразование диаметрально противоположные.

    Москва отталкивается от подписанного в 2006 году соглашения между "Газпромом" и "Белтрансгазом" соглашением на 2008-2010 годы о поэтапном переходе на рыночное ценообразование. Этим документом на 2008 год была определена по рыночной формуле цена газа, которая составила 128 долларов за тысячу кубометров газа, а также приняты понижающие коэффициенты роста цены на эти три года. Для 2009 года коэффициент составил 0,8. То есть по соглашению с 1 января Белоруссия за каждую тысячу кубов должна платить свыше 200 долларов, что, конечно же, Минску в условиях вызванного мировым кризисом дефицита внешней торговли, скорее всего, будет проблематично. Белорусским же бюджетом на следующий год цена газа предусмотрена на уровне всего лишь 140 долларов. Да еще на стороне Минска тот факт, что нефть за последнее время значительно упала в цене, а ее стоимость тоже влияет на ценообразование газа.

    А дальше, как это часто бывает в российско-белорусских отношениях, начинается большая политика, в которой где-то стороны могут пойти другу другу на уступки, а где-то можно не гнушаться и заигрываниями с оппонентами своих партнеров.

    Например, в конце 2007 года вместе с очередным повышением цен на газ Александру Лукашенко удалось договориться о получении от России кредита в полтора миллиарда долларов, который должен был помочь Минску пережить подорожание газа.

    Осенью этого года, когда в мире уже разразился экономический кризис, Белоруссия снова смогла прокредитоваться у Москвы на 2 миллиарда долларов, половина из которых дошла до Минска в ноябре. Причем на сей раз Александр Лукашенко решил сыграть сразу на две стороны, одновременно обратившись за точно такой же суммой к Евросоюзу. Понятно, что шансы добиться финансовой помощи от Европы были довольно-таки призрачные, хотя белорусское руководство и пошло на ряд шагов для смягчения негативного к себе отношения на Западе. Например, едва в Белоруссии освободили ряд оппозиционеров, как Европа заговорила о возможности снятия ряда санкций с Минска.

    Теперь же для поддержания собственной экономики Белоруссии снова необходима помощь со стороны. И не зря Александр Лукашенко говорил о многомиллионной безработице в России, если остановятся предприятия в его стране. Вчера, когда переговоры в Кремле уже начались, российский минфин заявил, что получил из Минска официальное письмо. В нем звучал намек, что Белоруссия наконец-то готова перейти во взаимной торговле на расчеты в российских рублях. Цена вопроса - очередной кредит в размере 100 миллиардов рублей.

    Но и на этот раз Александр Лукашенко пошел по проторенной дорожке, подкинув Москве повод для форсирования раздумий. Он предварительно обратился к США за помощью в 5 миллиардов долларов (около 140 миллиардов рублей), хотя шансы на положительный ответ столь же призрачны, как и в случае с Евросоюзом.

    В Москве же белорусский лидер уверял российское руководство, что Москва является исключительно стратегическим партнером для Минска. "Россия - это наше братское государство. Так настроен белорусский народ, - заявил Лукашенко. - Нравится кому-то или нет, но мы исходим из этих позиций, и мы будем действовать в этом направлении именно так, даже если бы я этого не хотел. Но мою точку зрения в отношении Российской Федерации вы хорошо знаете".

    В итоге о чем-то президенты все-таки договорились. Как сообщила пресс-секретарь российского лидера Наталья Тимакова, главы государств сошлись в вопросах цены на газ на следующий год. Правда, какой она будет, никто распространяться сразу не стал. В белорусской делегации лишь многозначительно намекнули, что она приемлема для Минска.

    Поделиться