В 2009 году налоговое законодательство претерпит серьезные изменения

В новом 2009 году налоговое законодательство серьезно изменится. Есть изменения, безусловно, положительные для налогоплательщиков, есть - не очень, есть и не вполне определенные, каковы они, покажет практика их применения. На большинство этих поправок наложил отпечаток тот факт, что принимались они в период кризиса и, по-видимому, в спешке. Отсюда порой и не самые продуманные решения. Мы не будем перечислять все изменения подряд - отметим, на наш взгляд, самые важные и интересные новации, дав комментарий к федеральным законам от 26.11.2008 N 224-ФЗ, от 24.11.2008 N 208-ФЗ и от 24.11.2008 N209-ФЗ. В настоящей публикации дан обзор поправок в часть вторую Налогового кодекса РФ. Комментарий к части первой Налогового кодекса опубликован в предыдущем выпуске "РБГ".

Новации в НДС

От обложения НДС освобождена реализация лома и отходов не только цветных, но и черных металлов - пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Согласно пп. 7 ст. 150 НК РФ будет освобожден от обложения НДС ввоз на территорию России технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ. Однако только по перечню, утверждаемому правительством РФ.

Кстати, это положение вступит в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, следующего за налоговым периодом, когда правительство РФ утвердит указанный перечень.

В п. 3 ст. 161 НК РФ добавлен абзац, согласно которому не только при аренде государственного или муниципального, но и при продаже государственного или муниципального имущества непосредственно органами власти, налоговыми агентами по НДС будут покупатели этого имущества. НДС исчисляется расчетным методом.

Согласно новой редакции п. 5 ст. 161 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе посреднических договоров с иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, исполняют обязанность налоговых агентов и при продаже товаров, и при выполнении работ, и при оказании услуг, и при передаче имущественных прав. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

В пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ налогоплательщикам-экспортерам разрешено для подтверждения права на нулевую налоговую ставку и налоговые вычеты по НДС представлять в налоговые органы вместо самих таможенных деклараций реестры таможенных деклараций с отметками таможенных органов.

Самое большое разочарование постигнет налогоплательщиков в вопросе уплаты НДС с авансов. Вместо того чтобы просто отменить удержание НДС из авансовых сумм, законодатели еще больше усложнили этот процесс ("дорога в ад вымощена благими намерениями").

Итак. Теперь на каждый полученный аванс или предоплату получатель денег должен выписать счет-фактуру для покупателя не позднее пяти календарных дней, считая от дня получения этих средств. Так гласит ст. 168 НК РФ. Ст. 169 НК РФ дополнили п. 5.1, где перечислена информация, которая должна содержаться в счете-фактуре, выставляемом в случае получения аванса или предоплаты.

Получается, что если аванс и сама покупка приходятся на один налоговый период, то продавцу придется выставлять покупателю два счета-фактуры - сначала на аванс, а потом на саму покупку. Причем ни для сроков уплаты НДС, ни на его размере все это перемещение бумаг не скажется никак - только затруднит учет.

Соответственно, п. 3 ст. 170 НК РФ пополнился пп. 3, регламентирующим порядок восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС с авансов и предоплат. Такое восстановление необходимо в том налоговом периоде:

- когда предъявлен к вычету входной НДС по покупке, под которую был перечислен аванс или сделана предоплата, так как вычет производится по всей стоимости покупки в целом;

- когда вследствие изменения условий или расторжения договора аванс или предоплата возвращены покупателю.

Ст. 171 НК РФ дополнена п. 12, разрешающим покупателям принять к вычету НДС, содержащийся в составе аванса или предоплаты. Только вот какая тут получается тонкость. Согласно п. 9 ст. 172 НК РФ для получения этого вычета нужен счет-фактура от получателя аванса или предоплаты, документы, подтверждающие перечисление средств продавцу, и, самое интересное, договор, предусматривающий перечисление этих сумм.

Получается, что если нет такого договора, то покупатель не имеет права на налоговый вычет! При этом получатель аванса или предоплаты обязан будет заплатить НДС вне зависимости от того, есть такой договор или нет.

Зато наконец-то отменено так никем толком до конца не разъясненное положение абз. 2 п. 4 ст. 168 НК РФ, вызывавшее массу споров, которое требовало при бартере, зачете взаимных требований и расчете ценными бумагами взаимного перечисления НДС денежными средствами. Соответственно отменен и п. 2 ст. 172 НК РФ, где содержалась ссылка на это положение.

Изменился порядок принятия к вычету НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Ранее вычеты производились по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Строго говоря, выражение "по мере уплаты" трактовалось по-разному и вызывало многочисленные споры.

Согласно новой редакции п. 5 ст. 172 НК РФ вычеты нужно производить на момент определения налоговой базы, установленный в п. 10 ст. 167 НК РФ, т.е. на последнее число каждого налогового периода. Таким образом, и сумма начисленного НДС, и сумма вычета по таким работам будут определяться единовременно - на конец каждого налогового периода.

В соответствии с нововведениями в п. 3 ст. 176 НК РФ налоговые органы с 1 января 2009 года смогут принимать решение о частичном возмещении сумм входного НДС по предоставленной налоговой декларации. Другими словами, если в отношении каких-то сумм возмещения у налоговой инспекции нет сомнений, то она разрешит налогоплательщику ее возместить. В отношении спорных сумм разбирательство продолжится дальше.