Частным аптекам предпишут обеспечивать граждан льготными лекарствами

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела опрос среди посетителей аптек по всей стране. Итоги неутешительные. До 70 процентов граждан отмечают ухудшение обеспечения лекарствами, 94 процента - постоянный рост цен на медикаменты. Эксперты видят в этом вытеснение с рынка государственных и муниципальных аптек.

В России сейчас насчитывается около 32 тысяч аптечных учреждений, включая киоски. Только 26 процентов из них до сих пор остаются в государственной или муниципальной собственности. Доля частного бизнеса на аптекарском рынке по регионам сильно различается. Например, в Калмыкии и Курганской области государственных или муниципальных аптек нет вовсе. Чтобы объективно оценить обстановку, впервые территориальными управлениями ФАС было проведено масштабное исследование рынка услуг розничной торговли лекарствами. О результатах "РГ" рассказал начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.

Тимофей Нижегородцев: Розничные аптечные точки, принадлежащие государству или муниципалитету, часто являются убыточными. Они нацелены на обеспечение прежде всего дешевыми лекарствами, а также обслуживание льготных категорий граждан, которые получают лекарства бесплатно. Вектор частных аптек смещен на более дорогие препараты с высокой доходностью. Кроме того, частные аптеки не содержат низкорентабельные производственные отделы.

В результате, когда в районе или даже по всему городу частники вытесняют государственные и муниципальные аптеки, ситуация с лекарствами ухудшается. Так, например, частные аптечные сети практически не участвуют в государственных программах по обеспечению граждан льготными или бесплатными лекарственными препаратами, зачастую это создает опасные ситуации, когда тяжелобольным людям или их родственникам приходится за "тридевять земель" искать "уполномоченную" аптеку и необходимое лекарство. Бывают ситуации, когда пенсионер, который до этого покупал в муниципальной аптеке аспирин за 3 рубля, теперь приходит к частнику, а там уже только аспирин производства Германии, который стоит 150 рублей. Формально перечень лекарственных препаратов соблюден. Но стоимость их иная. Такая ситуация не может не вызывать беспокойство антимонопольной службы.

Российская газета: Есть ли в нашем законодательстве обязанность для властей содержать в населенном пункте государственную или муниципальную аптеку?

Нижегородцев: Если местные власти решили вопрос с льготным обеспечением граждан (например, через поликлиники), то в общем-то никаких обязательств по наличию госаптек нет. Частным же аптекам не выгодно участвовать в программе льготного обеспечения лекарствами, поскольку государственные компенсации не покрывают всех затрат.

РГ: Скажите, у нас хватает аптек? Есть ли сегодня нормы обеспеченности населения такими учреждениями?

Нижегородцев: Считается, что в норме должна быть одна аптека на 4 тысячи жителей. У нас же есть регионы, где одна аптека приходится на 6 или даже 10 тысяч жителей. И речь идет о достаточно развитых в экономическом смысле регионах. Например, в Московской области - одна аптека на 6750 человек. Казалось бы, население большое, покупательная способность высокая - благодатная почва для бизнеса. Приходите, развивайтесь. Но этого не происходит. В большинстве крупных городов есть две-три сетевых компании, которые, кстати, не всегда покрывают потребности рынка. Например, в Ханты-Мансийске 99 процентов рынка - у трех хозяйствующих субъектов. Та же картина в Нефтеюганске.

РГ: Значит, кто-то мешает мелкому бизнесу в доступе на рынок?

Нижегородцев: Главное препятствие - сложность получения лицензии на фармацевтическую деятельность. В частности, требуется обязательное наличие высшего или среднего фармацевтического образования. Для получения лицензии необходимо также предоставить договор аренды помещения, а срок предоставления лицензии может затянуться до трех месяцев. И все это время предприниматель должен платить арендную плату за пустующее помещение, не получая прибыли.

Однако во всех случаях необходима дополнительная проверка, какие именно административные барьеры для входа на рынок существуют в том или ином регионе.

РГ: Что ФАС собирается предпринять для улучшения ситуации?

Нижегородцев: В самое ближайшее время мы собираемся дать поручение территориальным органам, чтобы они уточнили цифры и внесли соответствующие компании в реестр занимающих доминирующее положение. Сразу после этого их деятельность подпадет под наблюдение Федеральной антимонопольной службы. Кроме того, при покупке этих компаний другими участниками рынка мы обязательно будем выдавать предписания, в которых в том числе будем предусматривать обязательное участие частных аптек в гос программах по обеспечению граждан льготными лекарственными препаратами и другие существенные условия работы, направленные на улучшение обеспечения граждан лекарствами и изделиями медицинского назначения.

РГ: А как отличается качество лекарств в частных и государственных аптеках?

Нижегородцев: В задачи ФАС не входит контроль за контрафактом. Правда, у нас есть предложение к Росздравнадзору, чтобы антимонопольная служба решала вопросы поддельных лекарств через законодательство о недобросовестной конкуренции. Сегодня потребитель или производитель оригинального товара, обнаруживший подделку, пишет заявление в надзорные органы, которые налагают штраф на поставщика контрафактной продукции, но его размер невелик. Мы же можем наложить штраф от годового оборота компании.