Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела опрос среди посетителей аптек по всей стране. Итоги неутешительные. До 70 процентов граждан отмечают ухудшение обеспечения лекарствами, 94 процента - постоянный рост цен на медикаменты. Эксперты видят в этом вытеснение с рынка государственных и муниципальных аптек.
В России сейчас насчитывается около 32 тысяч аптечных учреждений, включая киоски. Только 26 процентов из них до сих пор остаются в государственной или муниципальной собственности. Доля частного бизнеса на аптекарском рынке по регионам сильно различается. Например, в Калмыкии и Курганской области государственных или муниципальных аптек нет вовсе. Чтобы объективно оценить обстановку, впервые территориальными управлениями ФАС было проведено масштабное исследование рынка услуг розничной торговли лекарствами. О результатах "РГ" рассказал начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.
Тимофей Нижегородцев: Розничные аптечные точки, принадлежащие государству или муниципалитету, часто являются убыточными. Они нацелены на обеспечение прежде всего дешевыми лекарствами, а также обслуживание льготных категорий граждан, которые получают лекарства бесплатно. Вектор частных аптек смещен на более дорогие препараты с высокой доходностью. Кроме того, частные аптеки не содержат низкорентабельные производственные отделы.
В результате, когда в районе или даже по всему городу частники вытесняют государственные и муниципальные аптеки, ситуация с лекарствами ухудшается. Так, например, частные аптечные сети практически не участвуют в государственных программах по обеспечению граждан льготными или бесплатными лекарственными препаратами, зачастую это создает опасные ситуации, когда тяжелобольным людям или их родственникам приходится за "тридевять земель" искать "уполномоченную" аптеку и необходимое лекарство. Бывают ситуации, когда пенсионер, который до этого покупал в муниципальной аптеке аспирин за 3 рубля, теперь приходит к частнику, а там уже только аспирин производства Германии, который стоит 150 рублей. Формально перечень лекарственных препаратов соблюден. Но стоимость их иная. Такая ситуация не может не вызывать беспокойство антимонопольной службы.
Российская газета: Есть ли в нашем законодательстве обязанность для властей содержать в населенном пункте государственную или муниципальную аптеку?
Нижегородцев: Если местные власти решили вопрос с льготным обеспечением граждан (например, через поликлиники), то в общем-то никаких обязательств по наличию госаптек нет. Частным же аптекам не выгодно участвовать в программе льготного обеспечения лекарствами, поскольку государственные компенсации не покрывают всех затрат.
РГ: Скажите, у нас хватает аптек? Есть ли сегодня нормы обеспеченности населения такими учреждениями?
Нижегородцев: Считается, что в норме должна быть одна аптека на 4 тысячи жителей. У нас же есть регионы, где одна аптека приходится на 6 или даже 10 тысяч жителей. И речь идет о достаточно развитых в экономическом смысле регионах. Например, в Московской области - одна аптека на 6750 человек. Казалось бы, население большое, покупательная способность высокая - благодатная почва для бизнеса. Приходите, развивайтесь. Но этого не происходит. В большинстве крупных городов есть две-три сетевых компании, которые, кстати, не всегда покрывают потребности рынка. Например, в Ханты-Мансийске 99 процентов рынка - у трех хозяйствующих субъектов. Та же картина в Нефтеюганске.
РГ: Значит, кто-то мешает мелкому бизнесу в доступе на рынок?
Нижегородцев: Главное препятствие - сложность получения лицензии на фармацевтическую деятельность. В частности, требуется обязательное наличие высшего или среднего фармацевтического образования. Для получения лицензии необходимо также предоставить договор аренды помещения, а срок предоставления лицензии может затянуться до трех месяцев. И все это время предприниматель должен платить арендную плату за пустующее помещение, не получая прибыли.
Однако во всех случаях необходима дополнительная проверка, какие именно административные барьеры для входа на рынок существуют в том или ином регионе.
РГ: Что ФАС собирается предпринять для улучшения ситуации?
Нижегородцев: В самое ближайшее время мы собираемся дать поручение территориальным органам, чтобы они уточнили цифры и внесли соответствующие компании в реестр занимающих доминирующее положение. Сразу после этого их деятельность подпадет под наблюдение Федеральной антимонопольной службы. Кроме того, при покупке этих компаний другими участниками рынка мы обязательно будем выдавать предписания, в которых в том числе будем предусматривать обязательное участие частных аптек в гос программах по обеспечению граждан льготными лекарственными препаратами и другие существенные условия работы, направленные на улучшение обеспечения граждан лекарствами и изделиями медицинского назначения.
РГ: А как отличается качество лекарств в частных и государственных аптеках?
Нижегородцев: В задачи ФАС не входит контроль за контрафактом. Правда, у нас есть предложение к Росздравнадзору, чтобы антимонопольная служба решала вопросы поддельных лекарств через законодательство о недобросовестной конкуренции. Сегодня потребитель или производитель оригинального товара, обнаруживший подделку, пишет заявление в надзорные органы, которые налагают штраф на поставщика контрафактной продукции, но его размер невелик. Мы же можем наложить штраф от годового оборота компании.