В понедельник вечером в Союзе кинематографистов России прошла первая пресс-конференция его нового председателя Марлена Хуциева и членов правления. Событием заинтересовалась пишущая братия и некоторые радиостанции...
Среди многочисленных участников пресс-конференции впервые за многие годы обнаружились молодые лица - члены большой группы кинематографистов поколения 20-40-летних, подавших коллективное заявление о вступлении в обновляющийся СК: Елена Яцура, Андрей Прошкин, Алексей Герман-младший, Валерия Гай Германика и другие.
Марлен Хуциев начал свою вступительную речь тем, чем закончил съезд: необходимо наконец установить творческий мир. Если война в СК будет продолжаться, то некогда будет заниматься кинематографом. "В газетах, по радио и телевидению все время говорят о какой-то "оппозиции". Но оппозиция - это всегда меньшинство. А съезд продемонстрировал редкостное единство мнений огромного большинства кинематографистов - и это уже не оппозиция".
Режиссер Гарри Бардин отметил: съезд состоялся, кинематографисты страны сказали свое слово и доверили Марлену Хуциеву важное дело - собрать полуразрушенный творческий союз.
Были оглашены две телефонограммы. Первая поступила из Санкт-Петербурга от Алексея Германа. Автор "Двадцати дней без войны" сообщал, что десять лет назад он вышел из СК, хлопнув дверью, и теперь приветствует новое правление творческого союза. Вторая подписана Эльдаром Рязановым. Знаменитый режиссер выражал сожаление, что не мог участвовать в работе съезда по болезни. "Мы обязаны сохранить наше кинематографическое братство, - писал Рязанов. - Поезд справедливости всегда опаздывает, и я поздравляю всех с тем, что на этот раз он пришел вовремя".
Был задан вопрос о программе нового руководства. Марлен Хуциев сказал, что первая задача - преодоление драматических обстоятельств, все последние годы мешавших заниматься творчеством. Нужно восстановить в СК былой климат дружественности, который позволял людям разных кинематографических профессий ощущать себя единым творческим сообществом. И вернуть кинематографу право снова называться искусством, вернуть его социальную роль. Сейчас как никогда важно, чтобы кино помогало позитивным процессам в обществе, которое сегодня особенно нуждается в поддержке искусства.
Социолог, главный редактор журнала "Искусство кино" и член Совета по развитию российского кино Даниил Дондурей особо подчеркнул роль новых кинематографических поколений в выработке идей, как организационных, так и творческих, и назвал прием 60 молодых кинематографистов в члены СК выдающимся событием в жизни нашего кино. Дондурей выразил недоумение по поводу постоянно фигурирующего в прессе слова "раскол". "Это был съезд как никогда консолидированный - о каком расколе идет речь?! 34 голосования - и с невиданными по единству результатами. Перед началом съезда никто не верил, что он состоится. Но были зарегистрированы 82 процента избранных! После начала никто не верил, что съезд проработает хотя бы час, но он проработал два дня. К концу второго дня мало кто верил, что наутро придет достаточное число людей, чтобы утвердить результаты голосования. Но к утру по первому звонку пришло 290 человек! Это единство беспрецедентно во всей истории СК, и говорить в этих условиях о расколе - значит вводить людей в заблуждение". Дондурей напомнил, что соблюсти все юридические нормы должны были в первую очередь юристы, с которыми прежнее правление заключило договор, потому что киношники - люди творческие и могут не знать всех тонкостей. Но "что же это за юристы, которые только за неделю до съезда начали говорить о том, как правильно должны быть оформлены документы!".
Режиссер Владимир Фокин призвал журналистов понять драматизм ситуации в СК: союз постарел, много людей больных и немощных, собрать кворум становится все труднее. Нельзя не принимать во внимание это обстоятельство: иначе любое решение, принятое в СК, не может быть признано легитимным. Поэтому уже давно установилась традиция, по которой вынужденно отсутствующие люди соглашаются с решением коллег. Достаточного числа голосов не было и на VI съезде СК, когда Никита Михалков был избран в практически опустевшем зале, но тогда почему-то вопрос о кворуме им не поднимался.
Критик Андрей Плахов предостерег от идеалистических ошибок V съезда СК: наивно надеяться, что достаточно убрать бюрократические барьеры и все образуется само собой. И вступил в прямую полемику с Марленом Хуциевым, только что призывавшим к повышению социальной роли кинематографа: "Искусство не может быть идеологией или руководством к действию. Это волшебство творчества, эманация таланта". А потом вступил в полемику уже с самим собой: "Сегодня у нас нет идеологии. Но эту идеологию и должно принести новое поколение кинематографистов".
Режиссер Николай Досталь еще раз призвал не путать творческие достижения таких мастеров, как Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов или Никита Михалков, с их конкретными поступками, с их деятельностью в общественной творческой организации. И критика, которой подвергают коллеги эти поступки и эту деятельность, отнюдь не ставит под сомнение их замечательные фильмы.
Актер и режиссер Всеволод Шиловский напомнил о том, что съезд задержан на полтора года - это само по себе серьезное нарушение устава, из-за которого все прежнее руководство СК может все эти полтора года считаться нелегитимным.
Алексей Герман-младший рассказал о мотивах, по которым большая группа молодых решила вступить в СК. "Мы не участвуем в военных действиях, не хотим делить коллег на "плохих" и "хороших". Для нас важно, чтобы Союз кинематографистов сохранился как площадка для конструктивного диалога. Если не остановить процессы, которые в нем происходили, то через пять лет на месте Дома кино будет стоять 25-этажный небоскреб с офисами, а мы считаем эту площадку крайне важной: только здесь возможен серьезный разговор о проблемах, как творческих, так и производственных".
Алексея Германа поддержал Андрей Прошкин: "Это разговор безотлагательный. Мы перед лицом кризиса, в кино назревает катастрофа. Закрыты 80 процентов снимавшихся картин! Есть фильм, который закрыли за пять дней до окончания съемок. Союз должен активизировать свою важную функцию - диалог с властью. Углублять конфликты, враждовать нам нельзя - наш дом горит!".
Оптимистичную ноту внес историк и киновед Наум Клейман. Он сообщил последнюю новость: решено отдать павильон под восстановленной скульптурой Мухиной "Рабочий и колхозница" по улице Эйзенштейна, 1, Синематеке и пока бездомному Музею кино.