24.12.2008 02:50
    Поделиться

    Уральские школы захлестнула волна насилия

    Почти каждый второй школьник Среднего Урала пытается своей агрессией подавить более слабых сверстников, до двух процентов таких конфликтов заканчиваются попыткой суицида - к такому выводу пришли на кафедре психологии личности уральского педагогического университета (УГПУ).

    Социологи из УГПУ выяснили, что уровень детской агрессии на Среднем Урале очень высок, особенно в Екатеринбурге. 10-12 процентов свердловских школьников пребывают в так называемой группе отверженных, то есть рискуют стать безответными жертвами школьного террора. При этом только треть "детских разборок" - физическое насилие, есть еще и "психологический прессинг", который зачастую оказывается гораздо опаснее.

    В областном следственном управлении отмечают пугающую тенденцию - следователи все чаще сталкиваются с явлением буллинга, когда подростки фиксируют издевательство над более слабыми товарищами на видео, а после активно обмениваются шокирующими кадрами и выставляют "показательные казни" в Интернете.

    Пугающий случай произошел в Каменске-Уральском. Два подростка 13-14 лет надругались в гаражном массиве над 11-летним мальчиком. Позже насильники объяснили, что просто наказали ребенка за то, что он когда-то обозвал одного из старших ребят. Педагоги до сих пор недоумевают, что могло стать причиной агрессии. Оба подростка были на хорошем счету в школе, один постоянно побеждал в спортивных соревнованиях. На глазах второго насильника месяцами раньше произошла трагедия - отец убил мать, ударив ножом 16 раз. Парень, схватив в охапку пятилетнюю сестру, две остановки бежал с ней без оглядки. Психологи считают, что если не генетическая склонность, то ужасная картина, увиденная им, и стала причиной агрессии.

    - Преступления "на камеру" стали так популярны у подростков, потому что появилась возможность самоутверждаться дистантно. Если раньше свидетелями их "геройства" были только соучастники, теперь это могут увидеть все желающие, - считает Наталья Васягина, завкафедрой психологии личности УГПУ. - У подростков - групповая психология, мнение сверстников для них очень важно. Замечено, что особенно агрессивны подростки либо с заниженной, либо с завышенной самооценкой, агрессия для них - компенсаторный механизм, своего рода защита. Но если преступление носит сексуальный характер - речь идет о психической патологии. Наша кафедра ежегодно проводит исследования детской агрессии. И уровень скрытых преступлений очень высок. В Каменске-Уральском наши сотрудники недавно проводили работу по повышению самооценки отверженных школьников. В итоге только 3-4 процента остались в группе аутсайдеров, остальные перешли в группу принимаемых. Такая работа должна проводиться систематически во всех школах, меры психологического сопровождения детей просто необходимы. Но сегодня психологи есть далеко не во всех учебных заведениях, в среднем по области на 1000 подростков работает один школьный психолог.

    В областной прокуратуре вспоминают, что беспрецедентный для региона объем видеонасилия, отснятого подростками, обнаружили у 16-17-летних членов нижнетагильской группировки скинхедов "Фолькштун".

    - При обыске в квартире одного из подростков оказались видеоролики жестоких сцен, отснятых скинхедами, - говорит заместитель начальника отдела по правонарушениям несовершеннолетних и защите их прав облпрокуратуры Юрий Гисматуллин. - Агрессоры отсняли шесть преступных эпизодов, которые размещали на своем сайте. Кровавыми кадрами активно обменивались с подобными группировками на Западе, в Питере и Москве.

    По словам Юрия Гисматуллина, в то же время речь не идет о том, что подростковая агрессия выходит из-под контроля правоохранителей:

    - С 2005 года преступность несовершеннолетних снижается благодаря системе профилактики. Не только на уровне области, но и в каждом муниципалитете есть программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних, указом губернатора разработана комплексная программа, и денег на реализацию таких мер стало выделяться больше. Правда, на 1300 образовательных учреждений в области работает только порядка 200 школьных инспекторов, которые занимаются профилактикой правонарушений в школах и трудных семьях, и большинство из них - женщины.

    Эксперты уверены, что 90 процентов всех проблем трудных подростков идет из семьи. В десятках тысяч семей родителей попросту не интересует, где сутками пропадает ребенок. В ПДН вспоминают шокирующий случай в Каменском районе, когда двухлетний ребенок нерадивой мамаши голышом выполз из дома и добрался до железной дороги, где его сбил поезд.

    В прокуратуре утверждают, что подростковых преступных группировок в регионе нет благодаря не только системе профилактики, но и наказания. В области две спецшколы для трудных подростков, и в обе направляют преступников из разных регионов. Так разрываются их связи с нежелательными товарищами. Но эффективна ли такая политика?

    Бывший учащийся Рефтинской спецшколы поведал нам, что ему пребывание там только навредило.

    - Там мы делились на четыре категории, - рассказывает 16-летний Саша. - Высшая - "командир", потом идет "подтянутый" - по авторитету, как вор в законе. Самое позорная - категория "опущенных". Еще каждый должен был показать другим, что умеет. Я научился в спецшколе открывать замки любой сложности и наркотики готовить.

    Комментарий

    Дмитрий Вершинин, заместитель председателя комитета по социальной политике облдумы:

    - Нужно четко определить, какие фото- и видеоматериалы способствуют разжиганию насилия, национальной и социальной розни, и ужесточить ответственность за это.

    Готовится целый ряд федеральных и региональных нормативных актов по усилению ответственности родителей за безнадзорность собственных детей, в том числе введение так называемого "комендантского часа" для несовершеннолетних. В свободное время ребенок должен быть "занят делом": посещать кружки или секции, заниматься хобби - тогда у него не останется времени на бесцельные "прогулки".

    Поделиться