Вчера правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики одобрила список из 250 предприятий, которым окажут господдержку. Члены комиссии утвердили критерии отбора и порядок работы с такими фирмами. "Список открыт, предприятия могут добавляться или убираться", - рассказала министр экономического развития Эльвира Набиуллина.
"Это предприятия всех отраслей экономики - градообразующие, инфраструктурные, с наиболее современными технологиями или большим числом сотрудников. Они требуют "особого режима работы", - пояснила Набиуллина. В течение недели будет готов и список предприятий регионального значения - им помогут местные власти. Но "при необходимости они могут рассчитывать также на меры поддержки и на федеральном уровне", - заверила Набиуллина. Список будет опубликован сегодня на сайте правительства.
Также рассматривался вопрос о состоянии рынка железнодорожных перевозок и инвестиции в отрасль. Комиссия поддержала выделение ОАО РЖД 50 миллиардов рублей в качестве компенсации выпадающих доходов за снижение роста тарифов на перевозки. "РЖД предложило компенсировать выпадающие доходы на уровне 50 миллиардов рублей. Вопрос в целом был принят, и предложение РЖД поддержано", - сообщил журналистам министр транспорта Игорь Левитин.
По прогнозу РЖД по сравнению с декабрем прошлого года падение объема перевозок в декабре составит 28%. Прежде всего это коснется железной руды, угля, удобрений и металлов - снижение грузооборота прогнозируется на 40%.
В 2009 году объем перевозок, вероятно, продолжит падение. На заседании был озвучен доклад Совета директоров РЖД, из которого следует, что в 2009 году объем грузовых железнодорожных перевозок может упасть на 19%. В ноябре эксперты прогнозировали падение на 6%. "Если прогноз Совета директоров по снижению уровня перевозок подтверждается, то уровень инвестпрограммы, которую сможет реализовать РЖД, уменьшится до 255 миллиардов рублей", - пояснил Левитин. Ранее из собственных средств компания собиралась потратить 434 миллиарда рублей.
Левитин не исключает и сокращение персонала. При этом он заверил, что будет сделано все возможное, чтобы работники не пострадали: "министерству и РЖД поручено отдельно представить вопрос о занятости на 2009 год с учетом возможного переобучения персонала, чтобы оставить его в отрасли".
Окончательное решение по объемам инвестпрограммы еще не принято. Комиссия вернется к рассмотрению вопроса о снижении объемов железнодорожных грузоперевозок и сокращении персонала во второй половине января. К этому сроку РЖД и другие перевозчики смогут представить заявки от предприятий на перевозки в феврале и марте. Кроме того, в конце января комиссия обсудит возможный выпуск РЖД инфраструктурных облигаций для компенсации расходов.
Левитин отдельно уточнил, что правительство готово оказывать помощь и частным перевозчикам. По словам министра, им будет оказана поддержка через лизинговые компании. За последние 5 лет конкуренты РЖД инвестировали около 15 миллиардов долларов в подвижной состав. Правительство предоставит им деньги, чтобы они смогли перекредитовать вложенные средства, а также выделит средства на закупку новых вагонов.