Правительство утвердило перечень предприятий, которым будет оказана поддержка из федерального бюджета

Вчера правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики одобрила список из 250 предприятий, которым окажут господдержку. Члены комиссии утвердили критерии отбора и порядок работы с такими фирмами. "Список открыт, предприятия могут добавляться или убираться", - рассказала министр экономического развития Эльвира Набиуллина.

"Это предприятия всех отраслей экономики - градообразующие, инфраструктурные, с наиболее современными технологиями или большим числом сотрудников. Они требуют "особого режима работы", - пояснила Набиуллина. В течение недели будет готов и список предприятий регионального значения - им помогут местные власти. Но "при необходимости они могут рассчитывать также на меры поддержки и на федеральном уровне", - заверила Набиуллина. Список будет опубликован сегодня на сайте правительства.

Также рассматривался вопрос о состоянии рынка железнодорожных перевозок и инвестиции в отрасль. Комиссия поддержала выделение ОАО РЖД 50 миллиардов рублей в качестве компенсации выпадающих доходов за снижение роста тарифов на перевозки. "РЖД предложило компенсировать выпадающие доходы на уровне 50 миллиардов рублей. Вопрос в целом был принят, и предложение РЖД поддержано", - сообщил журналистам министр транспорта Игорь Левитин.

По прогнозу РЖД по сравнению с декабрем прошлого года падение объема перевозок в декабре составит 28%. Прежде всего это коснется железной руды, угля, удобрений и металлов - снижение грузооборота прогнозируется на 40%.

В 2009 году объем перевозок, вероятно, продолжит падение. На заседании был озвучен доклад Совета директоров РЖД, из которого следует, что в 2009 году объем грузовых железнодорожных перевозок может упасть на 19%. В ноябре эксперты прогнозировали падение на 6%. "Если прогноз Совета директоров по снижению уровня перевозок подтверждается, то уровень инвестпрограммы, которую сможет реализовать РЖД, уменьшится до 255 миллиардов рублей", - пояснил Левитин. Ранее из собственных средств компания собиралась потратить 434 миллиарда рублей.

Левитин не исключает и сокращение персонала. При этом он заверил, что будет сделано все возможное, чтобы работники не пострадали: "министерству и РЖД поручено отдельно представить вопрос о занятости на 2009 год с учетом возможного переобучения персонала, чтобы оставить его в отрасли".

Окончательное решение по объемам инвестпрограммы еще не принято. Комиссия вернется к рассмотрению вопроса о снижении объемов железнодорожных грузоперевозок и сокращении персонала во второй половине января. К этому сроку РЖД и другие перевозчики смогут представить заявки от предприятий на перевозки в феврале и марте. Кроме того, в конце января комиссия обсудит возможный выпуск РЖД инфраструктурных облигаций для компенсации расходов.

Левитин отдельно уточнил, что правительство готово оказывать помощь и частным перевозчикам. По словам министра, им будет оказана поддержка через лизинговые компании. За последние 5 лет конкуренты РЖД инвестировали около 15 миллиардов долларов в подвижной состав. Правительство предоставит им деньги, чтобы они смогли перекредитовать вложенные средства, а также выделит средства на закупку новых вагонов.