"У нашей отрасли есть возможность пройти кризис без потерь", - заявил вчера руководитель Росрыболовства Андрей Крайний на первом заседании Общественного совета, недавно созданного при агентстве.
Андрей Крайний подчеркнул, что цена на дизельное топливо падает, поэтому себестоимость рыбной продукции снижается. Впрочем, недоступность кредитных ресурсов и проблемы с реализацией продукции уже заставляют рыбные компании начинать так называемую оптимизацию бизнеса. Прибыль отрасли за 10 месяцев 2008 года снизилась примерно на треть по сравнению с тем же периодом прошлого года. Все это может привести к росту цен на рыбном рынке.
Руководитель Росрыболовства рассказал о том, что его ведомство старается поддержать объемы сбыта и для этого ведет консультации с железнодорожниками и торговыми сетями о снижении транспортных тарифов и наценок на "демократичные" сорта рыбы. Переговоры проходят трудно, признал Крайний, но Росрыболовство не оставляет надежды добиться в итоге снижения или стабилизации цен.
Это тем более важно, что с 1 января 2009 года по Закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" вся рыба из исключительной экономической зоны должна будет проходить таможенную очистку на российской территории. Эта мера направлена в конечном счете на увеличение объемов рыбы, которая останется на российском берегу. Однако, по мнению Крайнего, серьезные проблемы в новом году в рыбном бизнесе все же возможны. Недавно министр сельского хозяйства издал приказ, который обязывает Россельхознадзор исследовать рыбу, которая отправляется на экспорт. Причем без документа ветеринарного ведомства таможенники не имеют права выпустить судно, груженное рыбой, из российского порта. Рыбаки прогнозируют, что из-за необходимости проводить экспертизу процедура таможенного оформления будет занимать вместо трех часов две-три недели. Причем часть портов, удобных для рыбаков, невозможно будет использовать для таможенного оформления только потому, что там нет лаборатории для исследования рыбы. А это в свою очередь приведет к заторам в нескольких портах.