Подмосковные "Химки" по итогам футбольного чемпионата сохранили место в Премьер-лиге. Но главный тренер команды Сергей Юран все равно был уволен со своего поста.
Болельщики до сих пор в недоумении, почему это произошло. Сам Сергей Николаевич делать трагедии из расставания с "Химками" не стал, и уже успел получить тренерскую лицензию категории "Про", с которой может работать в любой команде мира. В эксклюзивном интервью "РГ" Юран рассказал, как прошел его первый год в качестве главного тренера клубов Премьер-лиги.
Российская газета: Сергей Николаевич, начнем с приятного. Как проходила учеба и экзамены на высшую тренерскую категорию?
Сергей Юран: Учеба очень помогла в плане самоанализа. У меня так получилось, что я как учился, так и работал - поэтапно. Первой командой в качестве главного тренера стало ставропольское "Динамо". Это второй дивизион, и я параллельно получил категорию Б. Потом был "Шинник" в первом дивизионе. Параллельно я учился на лицензию категории А. Сейчас сдал экзамены на категорию "Про". Парадоксально, но то же самое было и в карьере футболиста. Все идет постепенно.
РГ: Но ведь это полезнее, чем сразу же, без опыта, идти работать в команду Премьер-лиги? Многие уже на этом обожглись.
Юран: Да, многим опыта не хватает. Нужно побывать в разных ситуациях - когда команда в психологической яме, в ней назрел конфликт и так далее. Если ты эти этапы прошел, их уже легче преодолевать. Иначе очень сложно.
РГ: Вам тоже пришлось непросто - на момент прихода в "Химки" мало кто верил, что команду можно сохранить в Премьер-лиге?
Юран: Что там говорить, когда я пришел, команда практически двумя ногами была в первом дивизионе. Шансы были практически нереальные. Считаю, что тогда поступал правильно. По ходу сезона перестраивал команду и не отходил от своего футбола. Урок получил серьезный.
РГ: По ходу сезона вы ушли из "Шинника", который вывели в Премьер-лигу и который довольно прилично начал чемпионат. Что произошло?
Юран: Я люблю договариваться на берегу. Если вы мне доверяете и хотите какой-то результат, не мешайте, не лезьте в мою работу. Но когда люди начинают вмешиваться в распорядок дня на базе, в тренировки, то, каких игроков покупать и ставить в основной состав, я устанавливаю железную клетку. Пробить ее невозможно, и кому-то это не нравится. Так происходит не потому, что я такой капризный. Просто я десять лет играл в Европе и видел, как работают тренеры и как к ним относятся руководители. А у нас, к сожалению, пример "Шинника" показывает, что хотят делать всё - и клубом руководить, и команду набирать. Тогда я просто задаю вопрос: "А зачем вам вообще тренер? Вот вам свисток. Пожалуйста, сами занимайтесь". Не могу прогнуться. Может, это хорошо, может, и плохо. Но у меня есть свое "я", которое я уважаю.
РГ: Официально одной из причин ухода из "Шинника" была ваша излишняя эмоциональность, резкие высказывания...
Юран: Заметьте, после "Шинника" ни одного такого случая не было. Потому что все накапливалось изнутри. Когда тебя раздражали, лезли в работу, плюс какие-то маленькие судейские ошибки - и все это выливалось. У любого человека так будет, когда что-то не в порядке в самом клубе.
РГ: "Химки" тоже были не в лучшем виде, и тем не менее вы рискнули. Сомневались долго?
Юран: Когда только пошли разговоры об этом, все мои знакомые звонили и в один голос говорили: "Не чуди и не лезь туда. Загубишь карьеру, которую ты только начал". Но я был уверен в себе и хотел проверить, действительно ли тренерская деятельность - это мое.
РГ: История вашего расставания с "Химками" получилась некрасивой. Задачу выполнили, но в клуб пришел новый тренер...
Юран: Прежде всего мне не понравилось, что руководители команду даже не поздравили. Только губернатор Борис Громов позвонил мне, поблагодарил и попросил поздравить ребят от его имени. В конце сезона принято собрать команду на ужин, пообщаться, перекусить. Этого не было. А ребята подходили потом и говорили: "Получается, что мы бились, сражались, а это оказалось никому не нужно. Мы просто брошены". Осадок остался, ведь мы не строили себе дома и дачи, а работали прежде всего ради болельщиков. Могли хотя бы сказать "спасибо".
РГ: Говорят, у вас достаточно предложений от российских и украинских клубов. Когда определитесь со своим будущим?
Юран: Есть предварительные разговоры. Проявляют интерес и из-за рубежа. Но я пока не спешу. Хотелось бы решать какие-то серьезные задачи. Не хочу снова быть спасателем или заново поднимать откуда-то команду. Я прошел определенный этап и не хочу на него возвращаться, деградировать. Нужно расти и подходить взвешенно. Лучше уж наверняка.