До конца этого года украинский "Нафтогаз" не сможет расплатиться с "Газпромом" "живыми" деньгами, заявил вчера официальный представитель российского газового концерна Сергей Куприянов российским и украинским журналистам.
Пресс-конференция, проходившая в Москве, транслировалась в интерактивном режиме на украинскую столицу. За ее ходом мог наблюдать и президент Украины Виктор Ющенко, который ранее заявил, что проблема долга уже решена.
Сергей Куприянов огласил подсчеты "Газпрома". С учетом всех штрафов общая сумма украинского долга составляет 2 миллиарда 118 миллионов долларов. "Нафтогаз" остался должен за ноябрь 805,8 миллиона долларов, за декабрь - 862,3 миллиона долларов плюс штрафы, общая сумма которых составляет 450 миллионов долларов.
На вопрос корреспондента "Российской газеты" о том, какие же рычаги воздействия "Газпром" намерен использовать в сложившейся ситуации, Сергей Куприянов сказал, что холдинг будет действовать строго по контракту, в котором, кроме всего прочего, предусмотрена ответственность партнеров. "Штраф будет расти, и Украине рано или поздно придется расплачиваться. Мы же просто будем сокращать поставки, действуя строго в рамках контракта", - пояснил официальный представитель "Газпрома".
В общем, если до конца года Украина не расплатится по счетам, то "Газпрому" не останется ничего иного, как "перекрыть вентиль". Час "икс" наступит 1 января 2009 года. И технические, и юридические возможности для этого есть.
Как стало известно "Российской газете", вчерашние переговоры главы "Газпрома" Алексея Миллера с украинской делегацией во главе с Олегом Дубиной, затянулись до глубокого вечера. Более того, из Киева прилетели еще несколько человек из руководства "Нафтогаза".
Алексей Миллер, по словам Сергея Куприянова, на этой встрече задал прямой вопрос: заплатит Украина деньги или нет? На что получил не менее прямой ответ - нет. Украинским переговорщикам, очевидно, было трудно выдавить его из себя после того, как их президент Виктор Ющенко заверил послов европейских государств: все долги перед Россией погашены.
Заявления украинского руководства о "реструктуризации долга" за газ вызвало удивление и у министра промышленности и торговли России Виктора Христенко. "Реструктуризацию долга в одностороннем порядке обычно проводят только после дефолта. Так что вопрос отнюдь не решен, как заявляют в Киеве. Пока реальных путей урегулирования проблемы украинская сторона нам не предлагает", - подчеркнул министр.
"Говорить о реструктуризации долга после оплаты только за октябрь по меньшей мере некорректно", - подчеркнул Сергей Куприянов. Что касается якобы предложенных Ющенко "вариантов" решения проблемы, то Куприянов их комментировать не стал, сказав только, что контрактом не предусмотрены операции возврата газа из украинских хранилищ обратно в Россию. Поэтому даже постановка такого вопроса в "Газпроме" считается некорректной.
Вместе с тем официальный представитель "Газпрома" отметил, что украинские коллеги пытаются найти выход из сложившегося положения, но пока устраивающего обе стороны предложения от них не поступило. От более детального объяснения возможных схем взаимозачетов Куприянов уклонился, сказав, что и вариант со сменой собственности уже закаченного в подземные хранилища газа Украиной мог быть предметом разговора Миллера и Дубины.
Со стороны "Газпрома" Украине в свое время был предложен вариант: рассчитываться с долгами взаимозачетно с уплатой транзитных услуг, так как через Украину проходит несколько веток транзитной газомагистрали. Однако украинская сторона на это предложение не отреагировала.