25.12.2008 04:55
    Поделиться

    Об итогах и уроках уходящего года для Приморского края

    В 2008 году подготовлена и утверждена «Стратегия социально-экономического развития приморья до 2025 года», нацеленная на «новую индустриализацию», которая позволит создать десятки тысяч рабочих мест и увеличить к 2025 году валовой региональный продукт в шесть раз.

    Сейчас этот сценарий выглядит слишком оптимистичным, хотя итоги первого полугодия позволяли надеяться, ведь край вошел в число пяти российских регионов с наиболее высоким индексом промышленного производства: он составил 121,8 процента (в среднем по России — 105,8 процента). Рост в строительстве (в сопоставимых ценах) составил 16 процентов, в розничной торговле — 9,7. И губернатор Приморья рассчитывает, несмотря на кризис, обострившийся в последние месяцы, что валовой региональный продукт прирастет по итогам года минимум на 5,8 процента.

    Точку ставить рано

    В 2008 году в Приморье начала действовать система проектного управления развитием территории, которую в предыдущие 4-5 лет последовательно создавала большая группа людей, объединившаяся вокруг губернатора Дарькина. 

    Результатом стал доступ к крупномасштабным федеральным инвестиционным ресурсам: форум АТЭС и все, что связано с инфраструктурными проектами, — нефтью, газом. 

    — Это абсолютно позитивный результат, который позволит нам более-менее безболезненно преодолеть кризисные явления, — считает доктор экономических наук, профессор Михаил Терский.

    Правительство планирует реформировать систему высшего образования, ликвидируя более 500 вузов, прежде всего региональных. Но Приморью, благодаря проектному подходу, удалось заполучить на свою территорию Дальневосточный федеральный университет, и это, по мнению Терского, особенно важно для Владивостока, где каждый восьмой житель — студент. 

    — Все эти проекты сработали вовремя, чуть позже мы бы уже не успели, и это управленческая заслуга региональной власти, сумевшей не только подготовить инвестиционные проекты, но и убедить президента РФ в их политической и социально-экономической целесообразности, — считает профессор. — Если бы проектов не было, думаю, в протестные выступления против повышения таможенных пошлин на автомобили было вовлечено в десятки раз больше людей.

    К позитиву Михаил Терский относит и то, что ряд системо-образующих предприятий был включен в судостроительную и авиационную государственные корпорации. Значит, у них есть реальный шанс на поддержку федеральными финансовыми ресурсами. А вот ГОКам не повезло. 

    — Их никуда не интегрировали, и они «выпали из нацпроектов». Там не было проектного подхода, они были сами по себе: внешний рынок «сдулся», и у них начались проблемы, — отмечает экономист.

    Еще краю не удалось запустить проектное финансирование рыбного хозяйства, не получилось продвинуть ни один крупный проект, в том числе создать государственно-частные компании, способные заниматься рыболовством за пределами нашей экономической зоны. Возращение российских рыбаков в Мировой океан — задача, напрямую связанная с национальной безопасностью. 

    — На фоне обострения продовольственных проблем ведущие мировые экономики всерьез обсуждают введение системы квотирования биоресурсов Мирового океана. Если дело дойдет до этого, квоты достанутся тем, кто исторически добывает там рыбу, а другие вынуждены будут стоять за ней в очередь, — отмечает Михаил Терский. 

    К сожалению, не удалось создать крупную судоходную государственно-частную компанию, способную на равных конкурировать с мировыми лидерами. Как не получилось запустить проекты создания портовых особых экономических зон (ОЗС) ни во Владивостоке, ни в Находке. Недоработали приморцы и рекреацию: имея такой потенциал как выход к морю, можно было создать рекреационную зону хотя бы в Хасанском районе.

    — Четко просматривается закономерность: там, где была политическая воля и энергия первого лица, добились проектных результатов. Там, где ее не хватило, мы не получили доступа к инвестиционным ресурсам, а региональный бизнес самостоятельно решить эту проблему не смог — и это наш минус, — считает Михаил Терский. — В ближайшие два-три года развитие края будет идти в основном за счет государственных инвестиций. 

    Не удалось на базе ДВО РАН создать ни инновационной ОЭЗ, ни одной венчурной компании, ни технопарка, но хорошо, что удалось сохранить само ДВО. И не только сохранить, но и получить федеральные инвестиционные ресурсы на развитие. Правительство выделило финансирование на создание новых институтов в рамках Тихоокеанского научно-образовательного центра на острове Русском. Это очень важный момент. 

    Малые предприятия живут благодаря энергии создателей. Исчезает энергия — исчезают и производства

    К 2008 году в Приморье практически без поддержки государства сформировался малый и средний бизнес (прим. ред: по методологии ЦБ России — малый бизнес — это предприятия с оборотом до 20 миллионов долларов, средний — до 40). Они создают основной объем регионального дохода. Причем этот бизнес практически не имел доступа к долгосрочным кредитным ресурсам и реализовывал свои инвестиционные проекты за счет собственных средств. Поэтому кредитный кризис их не сильно задевает. 

    — Для них главная проблема — падение спроса в связи с ростом безработицы и сокращением доходов населения. И ему не выжить, если государство будет давить с помощью таможенных пошлин и нетарифных ограничений, — считает профессор.

    Осторожные прогнозы 

    С учетом складывающихся экономических и политических рисков можно констатировать, что в 2009 году треть малого и среднего бизнеса Приморья прекратит существование, считает Михаил Терский, ведь малые предприятия живут только благодаря энергии своих создателей. Исчезает энергия — исчезают малые предприятия. К сожалению, они не грибы, и надеяться, что вновь вырастут, не приходится. Они требуют государственной заботы больше, чем крупные предприятия, а именно этот элемент государственного управления в явном дефиците.

    По мнению директора Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаила Терского, в Приморье сформирована сервисная модель экономики, которая оказалась неустойчивой в условиях кризиса. Система управления этим бизнесом выстроена без страховых резервов, с учетом краткосрочных текущих успехов. У нее нет «жирка», чтобы год простоять. Так что 2009-й будет годом судебных исков, банкротств, падения потребительского спроса у среднего класса. А это приведет к тому, что с рынка вылетят те сервисные предприятия, которые обслуживают этот слой, — фитнес-салоны, магазины бутикового типа. Сервисная сфера премиум-класса на следующий год сожмется. 

    Мы потеряем и ряд средних компаний. Многие транспортные предприятия уже объявили о сокращении персонала на 20-30 процентов. В портах падают объемы переработки грузов. Растет экономическая неопределенность у предприятий, которые были локомотивами регионального роста и занимались обслуживанием экспортно-импортного рынка. Общее сокращение персонала в логистике, транспортном бизнесе, торговле — минимум на треть. 

    — Причин несколько, — считает профессор. — Центры управления крупных предприятий находятся не в крае, и решения о сокращении персонала принимаются не в Приморье. К сожалению, региональной власти не удалось договориться о перемещении сюда центров корпоративного управления. Сначала срежут всех здесь, а в Москве будут увольнять в последнюю очередь. 

    Региональные банки будут в следующем году выживать: время, отпущенное на их существование, закончилось. Об объединении нескольких региональных в один крупный ничего пока не слышно, а это значит, что велика вероятность поглощения их крупными национальными либо иностранными финансовыми структурами. Уход с рынка региональных приведет к ограничению доступа кредитов для малого и среднего бизнеса. Национальные выстраивают более жесткую кредитную политику, они меньше рискуют. Это означает, что наш бизнес как не получал кредитов, так и не получит, считает профессор Михаил Терский. 

    2009 год будет очень сложным для приморской экономики. С одной стороны, здесь продолжится реализация крупных федеральных проектов, с другой, — экономика очень завязана на внешнеэкономическую деятельность. Пошел в рост доллар, значит, сократится импорт и будут расти цены на импортные товары, а Дальний Восток зависим от них.

    — На импортных операциях построен весь малый и средний бизнес, — заявил профессор Терский. — Мне, как экономисту, понятно, что в условиях сокращения доходов бюджета от нефти государству любой ценой нужно сохранить положительный платежный баланс, иначе бюджет страны не выдержит. Поэтому государство и препятствует импорту автомобилей, ведь импортеры покупают валюту и вывозят ее за границу. 

    В общем, сервисная модель экономики, построенная на обслуживании экспорта-импорта, на которой Приморье поднялось, в условиях нынешнего кризиса пострадает больше всего. Каждый процент сокращения импорта будет сокращать наши экономические доходы с коэффициентом 1,8-2,2.

    Это значит, что в таких же пропорциях пойдет сокращение спроса на новые кадры, которые сегодня учатся в вузах, на инвестиции, в том числе в жилищном строительстве. В Приморье негативный мультипликативный эффект от кризиса будет выше, чем у территорий, которые больше ориентированы на внутренний рынок, утверждает эксперт.

    Дословно

    Михаил Шинковский, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ, ДОКТОР ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР:

    — Заканчивается очень непростой год как для страны в целом, так и для Приморья в частности. Но наше общество остается социально стабильным при таком росте коэффициента децильности. 

    Когда коэффициент разрыва между десятью процентами самого богатого населения и десятью самого бедного составляет десять — это уже нестабильность, а в этом году, как показывают последние данные Левада-центра, он приблизился к 17. На вопрос — почему, ответ у меня один: у нас очень малый процент социально активного населения — в возрасте от 20 до 35 лет. А еще Троцкий говорил, что молодежь — барометр политики.

    Итоги года в социальном смысле сильно настораживают.То, что произошло во Владивостоке в декабре, говорит о том, что протестуют не просто автомобильные дилеры и автовладельцы. Здесь просматривается нарастание нотки социального протеста, и руководители города и края, выйдя к народу, почувствовали это.

    С политической точки зрения Приморское региональное отделение «Единой России» заканчивает год на минорной ноте, и его ожидает очень непростой 2009 год. Мы увидим явную активизацию противоположной части политического спектра. Соперники идейно оформляются, а правящая партия живет комфортно, она не привыкла бороться. Там есть люди, способные использовать административный ресурс, но нет таких, кто способен бороться в режиме политического диалога.

    Владивостоку везет в том смысле, что у нас выгодное геополитическое положение, и подготовка к саммиту АТЭС продолжается. А все, что связано с Дальневосточным федеральным университетом, по моему мнению, раньше 2012 года в практические рамки не войдет. Разговоры о федерализации высшего образования в Приморском крае оказались не более чем разговорами — это еще один политический итог.

    Поделиться