25.12.2008 02:53
Поделиться

Ирина Ефремова: Иногда кажется, что над созданием схем хищений работают целые бригады, постоянно изобретая что-то новое

В 2008 году в Сибирском федеральном округе выросло число уголовных  дел, связанных с мошенничеством в самых разных сферах: при оформлении кредитов, сделках с землей, с недвижимостью, с акциями предприятий. Как поймать "охотников за чужими миллионами" и защитить интересы сотен пострадавших, "РГ" рассказала и.о. начальника Следственной части ГУ МВД России по СФО Ирина Ефремова.       

Российская газета: Ирина Михайловна, статью УК о мошенничестве вменяют даже высокопоставленным чиновникам - например, арестованному в прошлом году вице-губернатору Иркутской области Сергею Воронову. Есть ли у этого дела судебные перспективы?

Ирина Ефремова: Мы фактически закончили расследование. В начале 2009 года ознакомим с материалами дела потерпевших, затем - обвиняемых, после чего оно будет передано в суд. По данным следствия, заместитель губернатора Иркутской области и начальник дорожной службы похитили 42 миллиона рублей, взятых в кредит бывшим госпредприятием.  

Еще одно резонансное дело, по которому работает группа наших следователей, возбуждено в отношении бывшего иркутского губернатора Александра Тишанина. Установлено, что в Приангарье на подставное лицо был открыт некий "Фонд гражданских инициатив", в который перечисляли деньги коммерческие структуры. Предприниматели получали письма от администрации региона, в которых им предлагалось оказать спонсорскую помощь. Кто-то соглашался, кто-то нет, жесткого давления не было. Однако все допрошенные коммерсанты не скрывают: они понимали, что от них ждут "правильной" реакции. Суммы зависели от материальных возможностей фирмы, то есть от скромного бизнеса не требовалось огромных платежей. Дело непростое, но мы будем стараться довести его до конца. 

РГ: Имеет ли право администрация региона рассылать такие письма?

Ефремова: Сказать, что это незаконно, нельзя - писать может кто угодно и кому угодно. Но, с другой стороны, тот, кто хочет оказать спонсорскую помощь, должен делать это добровольно и по собственной инициативе, а не под нажимом. Пока дело возбуждено по статье УК о мошенничестве - мы предполагаем, что часть "спонсорской помощи" была похищена. 

В этом году было много уголовных дел, связанных с мошенничеством в различных отраслях экономики. В частности, в производстве три уголовных дела "Красноярских авиалиний", возбужденных в Москве по статьям о мошенничестве, преднамеренном банкротстве и причинении ущерба пассажирам без признаков хищения. 

РГ: Сколько же там потерпевших?

Ефремова: Я даже боюсь сказать. Тысячи. Будем поднимать списки пассажиров, каждого допрашивать. Это огромная работа, которая при всем нашем старании займет много времени. Отмечу, судебная практика по статье о преднамеренном банкротстве предприятий в России практически отсутствует. Возможно, прецедент будет создан в Новосибирске - в суде рассматривается дело о мошенничестве и преднамеренном банкротстве компании "Новосибирскметрострой", при котором частным акционерам и государству был нанесен ущерб почти в 200 миллионов рублей.

РГ: То, что Москва передала вам расследование обстоятельств банкротства концерна "Эйр Юнион", самого громкого банкротства этого года, - показатель профессионализма ваших следователей?

Ефремова: Думаю, что наш профессионализм ни у кого сомнений не вызывает. Следственная часть ГУ МВД России по Сибирскому федеральному округу специализируется на экономических преступлениях с крайне сложной доказательной базой. По каждому делу используется своя схема, и мне иногда кажется, что над созданием схем хищений работают целые бригады, постоянно изобретая что-то новое.

Естественно, у всех наших следователей высшее юридическое образование, а многие из них имеют и второй вузовский диплом, как правило - по экономической специальности. Они довольно молоды: средний возраст сотрудников 30-35 лет. Он предполагает наличие знаний, жизненного багажа, умения найти контакт с самыми разными людьми. Следователь не имеет права ошибаться, так же как врач, - ведь речь идет о судьбе человека. В 2008 году не было ни одного факта необоснованного привлечения к ответственности. По нашим делам не выносилось оправдательных приговоров, и это свидетельствует о взвешенном подходе, соблюдении закона и квалификации следователей. При этом нагрузка постоянно растет - по сравнению с прошлым годом количество дел в производстве увеличилось почти в полтора раза, и в два раза выросло число дел, направленных нами в суд. Кстати, один из важнейших приоритетов нашей работы - возмещение ущерба, нанесенного преступлениями. В этом году мы добились высокого показателя возмещения - 75 процентов, что на 11,3 процента больше, чем в 2007-м. По некоторым делам ущерб компенсирован на сто процентов еще на стадии следствия. Здесь, кстати, тоже многое зависит от профессионализма следователя, который должен уметь и грамотно обосновать необходимость ареста имущества обвиняемых, и убедить фигурантов погасить ущерб добровольно, что заметно влияет на меру наказания.     

РГ: Отделы Следственной части расположены в Новосибирске, Иркутске, Красноярске, Кемерово и Новокузнецке. Существует ли региональная специфика преступности? Допустим, чем уголовный мир Красноярска отличается от кемеровского?

Ефремова: Для Красноярска, "благодаря" большому числу крупных предприятий, характерны экономические преступления, а в Кузбассе более распространены вымогательства и бандитизм. Как, кстати, и в Иркутске - понятно, что сейчас этот регион в центре коррупционного скандала, связанного с бывшим губернатором, но на самом деле там очень развита оргпреступность. В Приангарье множество дел направляются в суд по статье "бандитизм". Например, нами окончено расследование уголовного дела о серии разбойных нападений на филиалы банка "Восточный экспресс". Потерпевшими по нему признаны 250 человек и три юридических лица.

РГ: Как вы относитесь к тому, что в сентябре указом президента была реорганизована структура управлений по борьбе с организованной преступностью - означает ли это, что оргпреступность в стране побеждена?

Ефремова: Борьба с оргпреступностью все равно будет одним из наших приоритетов, потому что она, конечно, никуда не делась. Как ни печально, это следует признать. С ней мы сталкиваемся постоянно. В 2008 году мы направили в Верховный суд Хакасии уголовное дело в отношении участников банды, которым предъявлены обвинения в серии разбойных нападений. Преступники "специализировались" на дорожных нападениях, среди них были бывшие сотрудники милиции. В составе организованной группы действовали и фигуранты так называемого "испанского" дела - одного из самых интересных в Новосибирске. Мы смогли доказать, что с марта 2003-го по июнь 2006 года четверо участников группы вовлекали в занятия проституцией девушек из различных регионов Сибирского федерального округа, предлагая им высокооплачиваемую работу в Испании. Девушек вывозили за границу, где отбирали паспорта и заставляли оказывать интимные услуги. Заработки они были вынуждены перечислять организаторам.

РГ: У вас нет опасений, что мировой экономический кризис спровоцирует вал преступлений?

Ефремова: Думаю, этого не произойдет. Если говорить о нашем подразделении, то мы всегда стараемся исполнять обязанности со стопроцентной отдачей, что бы ни переживала страна - кризис или подъем. Мы просто не имеем права работать по-другому.