На Тишинке два "блошиных рынка". Бедный и богатый.
Первая "блоха" - социальная. Управа района ставит торговые палатки, где пенсионеры и малоимущие могут продавать свои бэушные вещи. Места предоставляются бесплатно. Да и вещи там недорогие.
"РГ"-Неделя" рассказывала об одной из таких мини-ярмарок: на прилавках были выставлены сапожки, из которых уже выросли внуки, ондатровая шапка, глиняный зеленый лев с клыками, розеточки и вазочки, а также давно вышедшие из моды костюмы с люрексом... Цены соответствующие: от 100 рублей до тысячи.
Другая "блоха" - винтажная, с налетом гламура. Располагается не на улице, а в выставочном комплексе "Тишинка". Называется громко: художественный проект "Блошиный рынок". В нем принимают участие антикварные салоны, коллекционеры, в том числе - из Бельгии, Франции, Великобритании...
Сюда и вход платный - 150 рублей с носа. Среди посетителей можно увидеть известных актеров, модельеров, дизайнеров, бизнесменов...
На днях прошла уже 11-я по счету выставка-ярмарка.
Елка... полвека назад
Участники выставки нарядили елку. И, естественно, не современными блестками, а старыми игрушками. Тут и забытая кукуруза, и дирижабли, и юла, и белочка на прищепке... Один из участников выставки привез целый мешок плоских картонных игрушек: серебристые птички, рыбки - так почти все разобрали сами старьевщики. Штука - 25 рублей.
А на прилавках выстроились не какие-то Санта-Клаусы, а "настоящие" русские Деды Морозы, ликом похожие на Николая Угодника. Борода лопатой, тяжелая шуба до пола. Цена - в зависимости от размера и старости: 2,5-4 тысячи рублей. А вот Снегурочки - ни одной не попалось.
Кто помнит - в советское время макушки елок было принято украшать звездами... Тут на прилавках выставлены и алые, и белые, из стекла и стекляруса... А к ним яркие бусы...
Были и дореволюционные елочные игрушки - мелкие и невзрачные: неуклюжий коричневый медведь, такой же мрачноватый крестьянский мальчик - эти фигурки из ваты оценивались по 2 тысячи рублей.
- До революции, - рассказывает антиквар Елисей Зубченко (его стенд прямо у входа), - у бедных елок не было. А после их вообще отменили по идеологическим соображениям. Какие там игрушки? Тряпичные набивали ватой, в фольгу конфеты заворачивали... Но даже в войну - Москву бомбили, а детям устраивали елки. У меня в коллекции есть пригласительные билеты на профсоюзные елки начиная с 1938 года. Там перечислено, что именно ребенок получит в подарок: бутерброд, конфету, леденец... А вот мандарина, ставшего позднее новогодней приметой, похоже, вообще не было.
У Елисея Владимировича на прилавке, кроме новогодних игрушек, много всякой всячины. Например, паломнический чайник, при виде которого сразу вспоминается Лермонтов: "... со мной был чугунный чайник - единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу". Есть бутылки в виде бюста Пушкина - в таких, по словам антиквара, в прошлом веке Смирнов, Шустов и другие производители "зеленого змия" продавали водку или коньяк. Не исключено, что по тем временам это считалось кичем.
"Продаем вещи в хорошие руки"
Чего только нет на гламурной "блохе". От оловянных солдатиков, клипс и брошек - до резных сундуков и шкафов... Медные самовары блестят надраенными боками. "Вон тот, пузатый, почем?" - интересуется гражданка в шубе. Самый дорогой - 55 тысяч рублей.
Впрочем, тут вещи на любой вкус и карман. Граммофоны, патефоны, шарманки, деревянные колеса, бутыли...
Автор проекта и организатор выставки Марина Смирнова рассказала, что в 2005 году, когда только затеяли проект, в нем участвовали всего 20 человек, причем это были и бабушки с барахольной платформы Марк, и коллекционеры из Измайлова... Сегодня уже 120 участников, и не всех удалось вместить - даже завели "лист ожидания"...
Условие одно: вещи должны быть старыми - не менее 20 лет, и винтажными - то есть отражающими стиль своей эпохи. Цены демократичные - в среднем от 100 до 15 тысяч рублей. Антиквариат, конечно, дороже. Например, старинная мебель. Столик "бобик" начала XIX века продается за 4,5 тысячи долларов, но торг возможен. Алексей Николаев, который называет себя просто старьевщиком, говорит, что лучше отдать дешевле, но в хорошие руки - чтобы вещь радовала человека.
Сам он увлечен интерьером 30-70-х годов XX века - "любимым совком". Говорит, что с каждой сломанной пятиэтажкой уходит этот интереснейший пласт культуры.
Татьяна Житлова любовно перебирает свои кружева:
- Самые старинные - пожалуй, вот эти, с Мальты. Видите, в них вплетен мальтийский крест? Относятся к началу 30-х годов XIX века. В то время леди Гамильтон открыла на острове производство кружев, чтобы занять бедных мальтийцев. А вот это - невесомая французская манишка. Сколько стоит? Две тысячи рублей. А этот кусок тончайшего гипюра куплен на аукционе...
А чугунные чайники из Калуги, оказывается, еще до Демидова лил мастер Мальцов. Каждый стоит 6-7 тысяч рублей.
"Что за железяка?" - мужчина-покупатель с недоумением крутит в руках тяжелый чугунный предмет с клеймом из серпа и молота. "Советский флагшток", - объясняет продавец.
"Серпастый и молоткастый" уходит за 2,5 тысячи рублей.
- Запись на участие в социальном рынке-ярмарке по телефону: 256-34-01.
- Торговые места предоставляются бесплатно, только надо предъявить пенсионное удостоверение (пенсионерам) или справку органов соцзащиты (малоимущим).
- Чтобы стать участником винтажной "блохи", надо заключить договор с организаторами. Места для продавцов тут платные. Стоимость организаторами не оглашается - коммерческая тайна.
- Следующая 12-я выставка-ярмарка состоится 26-29 марта. Вся информация размещена на сайте www.bloha.ru Телефон: 585-72-74.
Сокровища с развалов
Коллекционеры как рыбаки - каждый готов рассказать байку про свой улов на какой-нибудь из "блошек".
На развалах действительно обнаруживаются порой настоящие сокровища. Поэтому организаторы выставки-ярмарки придумали спецпроект "Моя находка на блошином рынке", где увлеченные старыми вещами люди демонстрируют свое открытие.
Например, в прошлый раз выставлялось колье российской императрицы Марии Федоровны. История этой находки такая: дизайнер Виктория Турчинская в начале 90-х годов попала на барахолку в Тбилиси. Грузия тогда прозябала: не было ни света, ни тепла, ни денег. Многие от нужды несли на рынок семейные ценности. Интеллигентная женщина продавала серебряное колье за 200 долларов. Сын, говорит, болен, нужна операция. Рассказала, что колье хранится в их семье с середины XIX века. "Мы из рода Чавчавадзе".
Виктория заинтересовалась историей семейного украшения. И выяснилось: это колье было подарено российской императрицей дочери князя Александра Чавчавадзе - Екатерине. В нем она изображена на акварельном портрете, сделанном художником князем Гагариным. Вот такой клад можно найти на "блошиных рынках".
В рамках нынешнего спецпроекта была размещена коллекция поэта Роберта Рождественского "Старая Москва". Кстати, он был заядлым коллекционером: собирал марки, пепельницы, книги. А позднее увлекся старой Москвой с неповторимыми двориками - она глядит с пожелтевших фотографий, старинных гравюр, литографий, открыток, карт... И такая столица тоже для многих станет открытием.