Над рынком курятины "сгущаются тучи". Главный ветеринарный врач страны Николай Власов сообщил вчера на пресс-конференции в "Российской газете", что американцы так и не дали нашему Россельхознадзору официального ответа на вопрос: на каких птицеводческих предприятиях для обработки куриных тушек не используется хлор?
Из-за этого российское ветеринарное ведомство пока не выдает разрешений на ввоз в нашу страну американской курятины в следующем году.
Дело в том, что Главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко еще летом издал постановление, которым с нового года фактически запретил продавать населению курятину, при производстве которой для обеззараживания используются соединения хлора в высокой концентрации. Большая часть отечественных птицеводческих предприятий или не используют хлор вовсе, или сравнительно легко (как считают эксперты) могут от него отказаться. А вот американцы не видят ничего зазорного в хлорировании, и, по данным аналитиков рынка, почти все заокеанские предприятия используют этот реагент в технологии.
Треть курятины на российском рынке - импорт. Причем из всего объема завозного птичьего мяса три четверти приходят к нам как раз из США. Так что, если завоз курятины с нового года разом прекратится, на российском рынке возникнет реальный дефицит, который трудно будет преодолеть за счет собственного производства за несколько месяцев. Как минимум на это понадобится несколько лет.
Со свининой тоже могут возникнуть проблемы. Но, скорее всего, не такие масштабные и скорые. Корень бед - африканская чума свиней, вспышки которой были зарегистрированы в этом году в Северной Осетии, Оренбургской области, Ставропольском и Краснодарском краях. Эта зараза не представляет угрозы для человека, но для свиней губительна. Николай Власов сообщил журналистам, что сейчас все очаги болезни ликвидированы. Однако весной, когда свиней выпустят попастись на травку, возможны новые вспышки. Причина в том, что рекомендацию Россельхознадзора о проведении депопуляции (отстреле, попросту говоря) диких кабанов регионы исполнять не торопятся.
Проблема в том, что дикие кабаны проходят по другому ведомству, а в минприроды меру опасности оценивают, по словам главного ветеринара, иначе. К тому же Николай Власов посетовал, что в российской ветеринарной службе отсутствует иерархическое подчинение - значительная часть функций отдана в регионы, и местные ветслужбы подчиняются властям субъекта Федерации. А Россельхознадзор из Москвы в основном контролирует их работу.
Помимо внутренних проблем со свининой есть еще и внешняя. По всей стране приостановлена реализация ирландской свинины после того, как выяснилось: на одном из предприятий в мясе найден диоксин. Это опасное канцерогенное вещество, которое образуется в том числе и при сгорании пластика и резины. Причем Николай Власов заявил, что в России нет оборудования для его определения. В двух научных учреждениях РАСХН приборы вышли из строя по старости, а новые "законтрактованы" Россельхознадзором, но еще не поставлены. Поэтому сейчас наши ветеринары вынуждены дожидаться заключения ирландцев, чтобы понять, опасна ли свинина, завезенная на нашу территорию.
Зато относительно рыбы главный ветеринарный врач сообщил хорошую новость - по крайней мере для тех, кто ее добывает. Николай Власов утверждает, что ветеринарное ведомство нашло способ не задерживать надолго в портах суда, которые идут за границу с грузом рыбы. Ветеринары будут вести мониторинг районов промысла, а не останавливать до окончания экспертизы каждый пароход.
Как уже писала "РГ", рыбаки очень обеспокоены приказом минсельхоза, в соответствии с которым Россельхознадзору поручено исследовать рыбу с каждого парохода, оформляющего документы на российской таможенной территории. По мнению рыбопромышленников, это может привести к длительным (и дорогостоящим) простоям судов в ожидании результата анализов.
Николай Власов разъяснил, что, взяв пробу мороженой рыбы, ветеринары будут отпускать пароход с необходимыми справками, а по результатам экспертизы тормозить последующие пароходы с рыбой из того же района промысла, если сочтут, что она опасна для корейцев или японцев. Впрочем, они и не интересуются нашими ветеринарными документами. Просто таможенники в соответствии с Таможенным кодексом не имеют права выпустить судно из порта, если ветеринары не дали на это свое "добро".
Очевидно, теперь рыбаки могут чувствовать себя спокойней. Хотя Николай Власов и не исключил возможности отдельных эксцессов в портах. Он связывает это с несовершенством законодательства: ветеринаров исключили из комиссии, которая встречает и провожает суда из двухсотмильной зоны, а документы они выдавать все равно обязаны.