Владимир Толстой, директор музея-заповедника "Ясная поляна":
- Я - человек, глубоко верящий в чудо, по крайней мере точно не прагматик. В том числе и в новогодние сказки и чудеса. Уверен, что сказка абсолютно необходима. Ведь русское представление о том, что только крикни "по щучьему велению" - все сделается само собой, не надо слезать с печи, это же касается только воплощения самой несбыточной мечты. На самом же деле русскому человеку в жизни приходилось хорошо попахать на своей земле, чтобы в жизни что-то произошло. Так почему бы не помечтать, что свалится с неба счастье? Но ведь в сказке-то главное совершенно не это. Волшебные превращения и романтические истории с нами могут быть и случаются совершенно неожиданно, и не всему случившемуся можно найти объяснение. Вот что важно для меня. И еще. Национальный характер описан разными сословиями писателей. Не только в народной сказке, где Иван чаще всего сидит сиднем. Писательская сказка исповедует даже не волшебство, а какие-то более тонкие духовные материи. А народная - простую мечту о том, что твое ярмо, твои тяготы может взять на себя волшебное существо или просто явление природы.
Такая вера в Чудо - вовсе не желание иждивенчества, а временного отдыха, передышки. Русская сказка пробуждает важнейшие чувства на "со-": сочувствие, сопереживание, сострадание, соревнование, сотрудничество. В наших сказках много чрезвычайно важных нюансов, открестившись от которых человек рискует превратиться в Железного дровосека. Протестантская прагматика мне чужда.
Что же касается новогодних праздников, то в нашей семье елка (Дед Мороз и Снегурочка меньше) всегда присутствовала. Когда-то, еще в моем детстве, она наряжалась только к Рождеству, точнее к сочельнику - 6 января. Если говорить о культе, то при всей нелюбви к каким бы то ни было культам все же был один - чудес. А Дед Мороз был только вспомогательным персонажем по приближению Чуда и обретению им реальных очертаний. Происходит же оно без помощи деда с мешком и девушки с косами. Само же явление мечты - именно чудесное, его невозможно объяснить. Традиции праздника и его ожидания были особенно сильны при старшем поколении - дедушке и бабушке. Они ощущение Чуда пронесли через эмиграцию, утрату Родины - жили четверть века вне России. Потом вернулись. Поэтому у нас удержалась еще дореволюционная традиция рождественских праздников.
В Ясной Поляне при Льве Николаевиче эти праздники тоже были очень почитаемы. Потому что наступал момент, когда можно было нефальшиво одарить крестьянских детей заботой, вниманием. Для них истинным чудом были самодельные подарки - куклы, расписные орехи. Их делали Софья Андреевна, дети. Елка ставилась в зале большого яснополянского дома, туда приглашали чумазых деревенских ребятишек. В день чудес - Рождество - это выглядело абсолютно естественно. И было огромным счастьем и для тех, кто эти подарки делал и дарил, и для тех, кто их ждал... Все держалось на Софье Андреевне, а что касается Льва Николаевича, то я думаю, что подлинное творчество и есть элемент проявления Чуда. Да, можно говорить, что талант невозможен без трудолюбия, но настоящие шедевры - это воплощение чудесного в реальность. Явление эпопеи "Война и мир", которая непонятно как сотворена человеческим разумом, разве не чудо?
Дмитрий Липскеров, писатель:
- К Новому году как празднику я отношусь без энтузиазма. Мне вообще не нравятся праздники, которые отмечаются всем миром. В этот день у меня не обязательно будет праздничное настроение, а необходимость отмечать праздник... она все-таки существует.
Я считаю, что праздники могут быть только личными, семейными. Все остальное мне кажется излишним. Исключения - только религиозные праздники. Но и они по сути своей и исполнению - такие же семейные праздники, если члены семьи верующие, если семья принадлежит к какому-то религиозному сообществу.
Что касается Нового года, его естественности и уместности, то, по-моему, по своему характеру это советский праздник. Нигде больше в мире не относятся к Новому году с таким пиететом, как у нас. Но это все потому, что в советское время из-за преследования религии мы были лишены религиозного праздника - Рождества Христова и были вынуждены акцентироваться на Новом годе. Новый год для нас в то время был своего рода заменой Рождества.
В большинстве стран мира Новый год традиционно отмечают так: выходят на улицу, кричат "ура" и расходятся по домам. Вот и весь праздник. До этого уже напраздновались в семье, встретив Рождество Христово. У нас же в России немножко сдвинутый календарь, поэтому трудно понять, что и как мы празднуем. Люди путаются, никому толком ничего не понятно. Празднуют кто два, кто четыре раза, тем более что у нас люди готовы отпраздновать все - и китайский новый год, и японский, и еврейский.
Новогодние чудеса, Дед Мороз и все такое прочее - это тоже скорее рождественская атрибутика, чем собственно новогодняя. Но даже если признавать Новый год со всеми его чудесами, надо не забывать про рамки этого праздника, а они принципиально семейные.
Полезна ли нам вера в новогодние чудеса?
Новогодние чудеса - это в какой-то мере имитация чудес и веры. Хотя вообще вера - это прекрасно. И вера в чудеса тоже замечательное свойство: если люди верят в чудеса, значит, в них еще сохраняется детское ощущение мира. Ну а поскольку мы христианская страна, мы еще и по религиозному мировоззрению своему должны верить в чудеса. Что касается новогодних чудес, то здесь, конечно, не сходятся какие-то моменты. Но не будем так уж разоблачать и эту веру. Если люди верят - это замечательно.
Но я противник установившихся у нас больших каникул. Считаю, что большие праздники - это разрушительная составляющая нашего жизненного графика. Люди должны работать. У нас они слишком мало зарабатывают, чтобы позволить себе такие большие праздники. Часто долгие праздники кончаются печально - статистика об этом очень хорошо свидетельствует. У людей часто не хватает денег на качественную выпивку, они идут и покупают денатурат.(Не будем забывать, что Москва не вся Россия, что жизнь в столице часто отличается от жизни в провинции кардинально). Да и те, кто пьет хорошие напитки, просто спиваются в новогодние праздники.
А на фоне увеличивающейся безработицы тема больших праздников еще более неактуальна. Разве что для попавшего в кризис предпринимателя это удачный вариант отправить людей, которым и так нечего делать из-за сжатия бизнеса в условиях кризиса, в отпуск.