Андрей Алпатов: Влияние кризиса на деятельности резидентов ОЭЗ отразилось не сильно

Антикризисную программу мер для развития в России особых экономических зон разработало Федеральное агентство по управлению ОЭЗ. В ближайшее время в Минэкономразвития России будет представлено ее ключевое новшество - механизм создания ОЭЗ без затраты средств федерального бюджета. Об этом сообщил, выступая на расширенной коллегии РосОЭЗ, его руководитель Андрей Алпатов.

В условиях мирового кризиса нужно предусмотреть варианты развития ОЭЗ в условиях ограниченного бюджетного финансирования, разъяснил Андрей Алпатов: "На развитие инфраструктуры ОЭЗ в соответствии с законодательством должны быть предусмотрены средства федерального бюджета, но в условиях мирового финансового кризиса предоставление средств может быть отложено, что может сдерживать развитие зон".

Как видим, противодействие последствиям кризиса стало необходимым и для обособленных игроков рынка с особым статусом, призванных стать точками инновационного роста. Дело в том, что сейчас любой инвестиционный проект так или иначе затронут кризисом. Применительно к экономическим зонам можно привести пример Зелено градской ОЭЗ. У проекта три источника финансирования: два бюджетных, правительство Москвы и ОАО "ОЭЗ" и сами компании-резиденты, которые проектируют и будут строить объекты. Как отметил руководитель этой ОЭЗ Анатолий Ковалев, "бюджетные источники подтвердили финансирование, и на ближайшие годы мы здесь проблем не ждем, вся инженерная инфраструктура будет создана". Но у компаний-резидентов уже возникли трудности с финансовыми ресурсами. Процентные ставки были заложены в бизнес-план на уровне 10-12 процентов. Сейчас же банки не хотят кредитовать под меньшую, чем 25-30 процентов годовых, ставку.

Эти базовые угрозы - возможное приостановление финансирования и дефицит доступных денег у резидентов - и стали причиной срочной разработки контрмер. Пожалуй, РосОЭЗ стало первым ведомством, разработавшим четкие правила игры на ближайшие годы, которые пройдут "под знаком кризиса". Подчеркнем, что новый порядок коснется лишь ОЭЗ, которые будут создаваться по итогам будущих конкурсов.

По завершении расширенной Коллегии Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами руководитель агентства Андрей Алпатов прокомментировал наиболее интересные моменты, связанные с работой особых экономических зон в наступающем году.

- Андрей Алексеевич, в чем суть вашего предложения о проведении конкурсов по отбору ОЭЗ без привлечения государственных средств? Не отпугнет ли такая схема потенциальных инвесторов?

- Такие механизмы являются одним из вариантов развития уже существующих и создания новых ОЭЗ в условиях мирового финансового кризиса. Сейчас ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, заинтересованными в создании ОЭЗ без задействования средств федерального бюджета. Уже просматриваются две потенциальные заявки - проект "Титановая долина" по производству титана, магния и другой продукции в Свердловской области, а также создание ОЭЗ в Тольятти по развитию автомобильного кластера.

- Не изменятся ли ключевые механизмы взаимодействия власти и бизнеса в новых условиях?

- ОЭЗ - это общий проект государства и бизнеса, где обе стороны заинтересованы в его эффективной реализации. Государство получает заложенный в концепцию ОЭЗ финансовый, инновационный и интеллектуальный эффект. Бизнесу же инвестировать в ОЭЗ интересно в связи с предоставлением налоговых и таможенных льгот, формированием дружественного административного режима в ОЭЗ.

Кризис не изменит эти основополагающие принципы совместной работы.

- Насколько будут соответствовать первоначальным планам предварительные итоги 2008 года? Известно, что кризис вынудил "поджаться" многих гигантов отечественной экономики.

- В целом по состоянию на конец декабря 2008 года влияние мирового финансового кризиса на деятельности резидентов ОЭЗ отразилось не сильно. Ни один из резидентов ОЭЗ пока не отказался от своих проектов, в том числе не отказываются от вхождения в резиденты и новые компании, которые в настоящее время готовят свои бизнес-планы. Количество резидентов в особых экономических зонах сейчас достигло 143 компаний, а объем заявленных ими инвестиций составляет 112 миллиардов рублей. В 2008 году резидентами ОЭЗ вложено 16,6 миллиарда рублей, выпущено продукции на 11 миллиардов рублей и создано около 6 тысяч новых рабочих мест.

Однако ряд резидентов отмечают, что в связи с удорожанием кредитных ставок окупаемость их проектов может ухудшиться. Можно также прогнозировать, что в туристско-рекреационных зонах будет сложнее искать инвесторов-девелоперов, обеспечивающих комплексную застройку территории. В этих условиях уже рассматривается вопрос об оказании помощи резидентам ОЭЗ путем предоставления им долгосрочных кредитов государственных банков, субсидирования процентных ставок и дальнейшего снижения ряда налогов.

В целях поддержания спроса со стороны инвесторов и сохранения существующего темпа прироста количества резидентов в особых экономических зонах целесообразным нам видится, во-первых, сокращение инвестиционного порога для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ с 10 миллионов до 3 миллионов рублей, а для резидентов создающихся портовых ОЭЗ - с 100 миллионов до 10 миллионов рублей.

А вторая мера - использование новых инструментов привлечения внебюджетных средств на строительство объектов инфраструктуры особых экономических зон. Не исключено и дальнейшее снижение ставок ряда налогов.

Досье "РБГ"

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) с 2005 года ведет работу по созданию и развитию в России особых экономических зон (ОЭЗ). В настоящее время создано 13 ОЭЗ трех типов: 2 промышленно-производственные, 4 технико-внедренческие, 7 туристско-рекреационных. В ближайшее время правительство РФ рассмотрит вопрос о создании трех портовых ОЭЗ, проекты которых победили в проведенном в этом году минэкономразвития конкурсе.