Новости

30.12.2008 04:00
Рубрика: Власть

Первая попытка

15-летний юбилей Конституции, который отметили в уходящем 2008 году, заслуживает внимания и по другой причине - впервые в Основной закон были предложены поправки.
 
Нельзя сказать, чтобы с 1993 года Основной закон вообще не менялся. Принимали федеральные конституционные законы, федеральные законы и постановления Конституционного суда. Конечно, с точки зрения статуса эти нормативные документы заметно ниже Конституции, но их последствия сказывались в нашей повседневной жизни гораздо сильнее.
 
Например, в Основном законе нет ни слова о всеобщем равном избирательном праве. Но есть закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан..", а россияне регулярно сталкиваются с дилеммой: еще поспать в воскресенье или все же проявить гражданскую сознательность, найти паспорт и дойти до ближайшего избирательного участка? К счастью, большинство все-таки ходит на выборы, особенно в годы федеральных предвыборных кампаний. Или вопрос с применением смертной казни - вынесение этих приговоров запрещено постановлением Конституционного суда. Нет смысла сейчас выяснять, "за" или "против" этой меры наказания уважаемый читатель "РГ", но ведь именно это решение открыло России дорогу не просто в Европу, а в Европейский суд по правам человека в Страсбурге - и судя по многочисленным искам российских граждан, это не такое уж малое завоевание.
 
В последние несколько лет, из-за процесса укрупнения регионов, регулярно менялась и 65 глава Конституции, в которой перечислены названия субъектов федерации. Еще недавно у нас было 89 регионов, теперь их 83. Правда, с юридической точки зрения правкой Основного закона эти цифровые перестановки считать было нельзя: есть решение КС, указывающее, что если субъект меняет сам свое название, причем новое имя не затрагивает основ строя, то обновленное название вносится указом президента. А при объединение регионов процедура внесения нового названия определялась конституционным законом. То есть цифры и буквы корректировались, дух документа не менялся.
 
Первые официальные поправки предложил внести в Конституцию в своем первом послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев в ноябре 2008 года. Самые известные из них касаются сроков полномочий: будущего президента будут избирать сроком на шесть лет, а следующую Думу - на пять лет (вместо четырех лет). Менее заметной была рекомендация об обязательном отчете председателя правительства перед парламентом. Немедленно вспыхнул спор о том, насколько допустимы эти изменения. С юридической точки зрения, ни основы конституционного строя, ни права и свободы человека, ни раздел, определяющий процедуру изменений Основного закона, не нарушены. Оппоненты же, а в их числе оказались практически все официальные оппозиционеры, и парламентские и непарламентские, настаивали, что это принципиальные перемены. В качестве аргумента ссылались и на США - там первым поправочным документом был Билль о правах, а у нас о полномочиях власти. Тем не менее, при обсуждении поправок в парламентах субъектов федерации никто не счел эти аргументы принципиально важными. Нововведения без помех прошли Думу, 83 законодательных собрания и Совет Федерации.
Власть Работа власти Госуправление Конституция России Бюджетное послание президента-2009
Добавьте RG.RU 
в избранные источники