Следующий год станет стартовым для Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года, разработанной минпромторгом. В ней, в частности, заявлено, что в ближайшие 10-12 лет в стране будет восстановлено производство лекарств массового спроса. Параллельно будет организовываться собственное инновационное производство. Для этого ни много ни мало нужно осуществить технологическое перевооружение всей фармацевтической отрасли, укрупнить (а то и создать) научную базу, отстроить систему взаимодействия с бизнесом. По самым скромным подсчетам, для запуска всего инновационного цикла на российском фармрынке потребуется более 100 млрд руб.
В департаменте химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий минпромторга считают, что для получения через семь-восемь лет 100 новых лекарств уже в самое ближайшее время надо выпустить на первую стадию испытаний около 500 -1000 новых проектов. И все это в условиях, когда инвестиций из-за рубежа ждать не приходится - кризис-то мировой. Так что степень ответственности за инновационные риски и финансирование научных разработок разделят между собой государство и бизнес.
По данным маркетингового агентства DSM Group, за год коммерческий рынок готовых лекарственных средств (ГЛС) вырос на 23 процента в долларовом выражении и на 30 процентов - в рублевом. Россияне, как и в прошлом году, продолжали переходить с доступных традиционных отечественных лекарств на более дорогие зарубежные. Еще в октябре покупательский спрос тяготел в пользу препаратов с ценой от 150 до 500 рублей, а доля лекарств дешевле 150 рублей в общем объеме продаж неуклонно снижалась. Стоит напомнить, что лекарства "до 150 рублей" - преимущественно отечественные. Они занимают две трети полок в российских аптеках (65% натурального объема рынка), но дают лишь четверть (24%) его стоимостного объема (кстати, увеличение доли отечественных лекарств до 50% - одна из задач фармацевтической Стратегии). И вот в декабре ситуация изменилась. "Сейчас люди пробуют новые, более дорогие лекарства не так активно, как это было, к примеру, еще два месяца назад, - говорит генеральный директор DSM Group Александр Кузин. - В будущем году, похоже, делать это совсем перестанут. Не навсегда, конечно. Но ждать хоть какого-то улучшения ситуации на фармрынке раньше следующей осени, думаю, не стоит".
Сегодня на прилавках российских аптек более 70% импортных лекарств, а мировых лидеров фармацевтической промышленности лихорадит финансовый кризис. Да и в России сейчас явно не лучшие времена как для иностранных, так и для отечественных производителей лекарственных препаратов. В непростой экономической ситуации и аптечная сеть, в которой больше 70% частной собственности. Почти все федеральные аптечные сети работают с заемными средствами. И потому велика вероятность, что в будущем году их ассортимент обеднеет, компании будут вынуждены пойти на меры по оптимизации и сокращению затрат. "Банк либо вообще прекратит выдачу денежных средств, либо значительно повысит ставки кредитования, что оптовому рынку абсолютно невыгодно, поскольку маржинальная прибыль резко сократится, - рассуждает генеральный директор Denis Pharm Group Александр Фридман. - Компании будут вынуждены уменьшать список малоликвидных продуктов. Еще нужно ожидать увеличения наценки на весь ассортимент на 3- 5%, что приведет к росту цен на 10 - 15% для потребителя. Не обойтись без сокращения кадров, в частности тех, кто занимается рекламой и открытием новых филиалов, не до них сейчас".
В целом фармрынок может ощущать себя непотопляемым кораблем, в фарватере которого пристраиваются катера. Аналитики предрекают волну слияний и укрупнений компаний, а также дальнейшее повышение цен на лекарства (на 18 процентов, утверждает "Фармэксперт"). Кстати, к концу года в Москве закрылись больше сотни аптек (правда, из 4 тысяч существующих). "Идет оздоровление: закрываются аптеки неэффективные, - убежден Александр Кузин. - Остальные потихоньку готовятся к тяжелым временам, оптимизируют схемы производства и кадровый состав". Тем временем у небольших, "одиночных" аптек появится неплохой шанс не только выжить, но и увеличить обороты. Им-то не привыкать рассчитывать только на свои, имеющиеся в наличии средства. В ассоциации аптечных учреждений "СоюзФарма" очень надеются, что именно в этой непростой экономической обстановке государство пойдет навстречу "одиночкам" и приравняет их к малому бизнесу (разговоры об этом ведутся давно), начнет выдавать льготные, доступные кредиты на развитие дела.
Один из разработчиков фармацевтической Стратегии председатель совета директоров компании "Биокад" Дмитрий Морозов считает, что рынок лекарств будет нестабилен ближайшие три года. "Чтобы наш фармрынок вышел из кризиса поздоровевшим и окрепшим, необходимо защитить российского производителя от внешней конкуренции, - добавляет Морозов. - И создать условия для жесткой внутренней конкуренции. Соответствующая государственная стратегия уже разработана. Вектор ее просматривается в акцентах, которые делает власть в последние месяцы. Это и соблюдение стандартов GMP, без которых лицензии уже не получить, и упрощение схемы регистрации фармсубстанций и т.п.".