2008 год принес существенные потери тем инвесторам, которые оставались обладателями ценных бумаг или иных инструментов фондового рынка во время стремительного осеннего падения. Тем же, кто успел минимизировать свои потери при первых признаках обвала или использовал для хранения средств более консервативные инструменты, повезло больше: они смогли сберечь все или почти все средства.
Впрочем, и они не могут пока вздохнуть с облегчением. Турбулентность продолжается. Тем, кто сумел пройти 2008 год без существенных потерь, следует сохранять осторожность, планируя инвестиции на 2009 год. Год почти наверняка будет сложным, и возможностей для преумножения капиталов будет немного: а вот подводных камней на финансовых рынках, очевидно, найдется с избытком.
Теперь окинем взглядом инвестиционную картину прошедшего года. Вплоть до лета эта картина оставалась благостной: мировой кризис действовал на рынки РФ лишь косвенно. Еще в августе 2008 года российский рынок был привлекательным настолько, что глобальные инвестбанки давали рекомендацию: покупайте рубль, т.е. инвестируйте во все российские инструменты без разбора.
Тяжелые шаги глобального финансового кризиса раздались на российских биржевых площадках лишь осенью, но поступь была жесткой: посыпалось практически все. Стремительное падение цен на нефть в одночасье "перевернуло" валютную перспективу: началось бегство от рубля и падение на фондовых рынках. Стали разворачиваться вниз цены на недвижимость. Только обладатели валютных банковских вкладов стали выигрывать, и в итогах 2008 года заметно, что доходность таких вкладов - с учетом изменения валютных курсов - выше, чем доходность вкладов рублевых.
Изменились и подходы инвесторов к риску. Если в первой половине 2008 года основным врагом сберегателя была инфляция (т.е. инвесторы старались искать инструменты, дающие доходность выше, чем инфляционные 15 процентов), то осенью стало "не до жиру": главное - сберечь вложенное, пусть и с какими-то умеренными потерями.
Да, кое-кто не понес никаких потерь по итогам года. Например, те, кто вкладывал деньги в недвижимость: заметный рост цен московской недвижимости продолжался до осени, а затем сыграла роль инерционность этого рынка и оказалось, что (по популярному индикатору IRN) рублевая стоимость московских метров на окончание 2008 года почти на 40 процентов выше, чем в начале года. Но эта высокая доходность недвижимости - уже статистический казус: цены падают, рынок становится слаболиквидным. И в перспективе у недвижимости - только падение (по прогнозу аналитиков Сбербанка, падение 2009 года может стать двукратным), в то время как сильно упавший фондовый рынок в случае благоприятных изменений мировой конъюнктуры может и подрасти.
Самые благоприятные результаты среди консервативных инструментов - около 20 процентов рублевой доходности - принесли, как уже было отмечено, валютные вклады в банках: доходность выше инфляции была обеспечена ослаблением рубля, осуществляемым ЦБ РФ с ноября. Именно поэтому рублевые депозиты отстали, хотя тоже принесли доход, сравнимый с уровнем инфляции.
Еще один инструмент, остающийся привлекательным, - золото: рост более чем 17 процентов помог сохранить сбережения, выраженные в желтом металле. Отметим: золото может сохранить перспективы и в будущем. Именно поэтому его покупали и осенью, и зимой 2008 года, в то время как другие виды товарных биржевых активов (нефть, металлы, продовольствие) снижались в цене.
Теперь об активах, связанных с фондовым рынком. Среди акций ведущих российских компаний сложно было отыскать устойчивый актив. Один такой актив нашелся: это Ростелеком, акции которого за год просели лишь на 5 процентов. Впрочем, здесь сыграла роль поддержка "стратегов". Очень может быть, эта поддержка сохранится, однако обратный знак поддержки - отсутствие потенциала коррекционного роста, который, бесспорно, имеется в 2009 году у упавшей более чем вдвое "нефтянки", банковского сектора и других заметных российских отраслей.
Отдельно отметим, что год был крайне тяжелым для банков: банки были под давлением по всему миру и немудрено, что и Сбербанк, и ВТБ потеряли существенную часть (около трех четвертей) капитализации. Плохая новость для инвесторов, участвовавших в "народных" IPO. Впрочем, хорошо уже то, что отечественная банковская система осенью (благодаря в том числе оперативным действиям властей-регуляторов) выбралась из-под катка международного кризиса: теперь надо пройти через сложности 2009 года, не теряя доверия инвесторов. Все-таки важнее, чтобы ведущие российские банки обеспечивали нам не возможности для спекуляции своими акциями, а качественную работу по расчетам и сбережению, а здесь их позиции в 2008 году лишь усилились.
И о ПИФах. Они, увы, также не смогли серьезно защитить средства инвесторов от обесценения: ПИФы облигаций упали меньше, но также заметно сократили капиталы пайщиков.