Министерство экономического развития завершает сбор поправок некоммерческих организаций в проект Концепции по развитию благотворительности до 2020 года и обещает еще в первом квартале внести документ на утверждение в правительство. Какие налоговые льготы могут быть предоставлены частным жертвователям и юридическим лицам? Стоит ли вносить изменения в этот проект в связи с финансовым кризисом? Не станут ли предоставленные льготы лазейкой для ухода от налогов?
Об этом "Российская бизнес-газета" беседует с заместителем директора департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Артемом Шадриным.
- Какие налоговые стимулы планируется предоставить благотворителям?
- Во-первых, расширен перечень оснований для социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Сейчас этот вычет распространен только на пожертвования организациям образования, науки, культуры, здравоохранения и социальной поддержки населения, если они полностью или частично финансируются из бюджетных источников. В подготовленном Минэкономразвития России законопроекте предлагается распространить эту льготу на пожертвования благотворительным организациям, на цели формирования и пополнения целевого капитала некоммерческих организаций (эндаумента), а также на пожертвования некоммерческим организациям, которые оказывают услуги в области образования, здравоохранения, науки, культуры и социальной поддержки населения, уже вне зависимости от того, получают они или нет бюджетное финансирование.
По юридическим лицам. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года предполагается ввести механизм предоставления льгот по уплате налога на прибыль для предприятий, осуществляющих пожертвования на благотворительную деятельность.
Мы рассчитываем, что законопроект по льготам физических лиц будет принят и вступит в силу с 1 января 2010 года. Он уже согласован с минфином, и сейчас в аппарате правительства завершается его подготовка к внесению в Госдуму. По срокам введения льгот по налогу на прибыль пока говорить тяжелее, сейчас этот вопрос прорабатывается, хотя принципиально с принятием Концепции долгосрочного развития до 2020 года он решен.
- Насколько меры, предлагаемые концепцией, смогут помочь российской благотворительности не погибнуть в условиях финансового кризиса? Нужно ли корректировать концепцию в связи с изменившимися условиями?
- Тут есть два подхода. Первый - что в кризис налоговые льготы будут приводить к снижению доходов бюджета, поэтому их вводить не надо. Второй подход заключается в том, что они будут стимулировать значительно больший объем финансирования благотворительных социальных проектов - на сумму, многократно превышающую потери бюджета. И, соответственно, они будут эффективны с точки зрения реализации задачи социально-экономического развития.
- Не появятся ли в результате принятия этих законов новые способы уйти от налогов?
- Предлагаемый механизм администрирования налоговых льгот должен исключить такого рода риски за счет введения максимально прозрачной системы контроля за целевым использованием пожертвований, на которые будут распространяться вводимые льготы по налогу на прибыль.
- Какие поправки предлагают внести сами НКО? Известно, что сейчас идет сбор их пожеланий и исправлений.
- Я приведу пример полученных предложений в части совершенствования условий предоставления налоговых льгот - как показывает практика, важен не только размер льготы по налогу на доходы физических лиц, но также сроки и удобство получения соответствующего налогового вычета.
Так, сейчас человек ждет, когда закончится календарный год, представляет декларацию и получает возмещение по итогам года. Это долго - приходится обращаться в налоговую инспекцию, большие затраты времени. В то же время есть прецедент, когда у нас "в автоматическом режиме" предоставляется налоговый вычет при начислении налога по основному месту работы в случае, если человек приобретает квартиру, - тогда у него сразу в меньшем объеме взимается 13-процентный налог на доходы. Соответственно мы рассматриваем возможность распространения указанного механизма на порядок предоставления социального налогового вычета по благотворительным пожертвованиям.
Еще один механизм, предложенный НКО, возможность реализации которого также рассматривается, - предоставить право гражданину автоматически передавать сумму налогового вычета организации-благополучателю сразу при осуществлении пожертвования, как это практикуется за рубежом. Условно говоря, гражданин жертвует 100 тысяч рублей благотворительной организации, получает право на 13 000 рублей социального налогового вычета и просит эту сумму перечислить этой же благотворительной организации.
И тогда уже благотворительная организация напрямую взаимодействует с налоговой службой и по итогам года получает сумму налоговых вычетов, а граждане не несут никаких издержек по обращению в налоговую инспекцию. В этом есть смысл.
И второе - касается устранения негативных факторов. Иногда встречается в регионах такая практика, когда бюджетному учреждению - школе или детскому дому - перечисляется благотворительное пожертвование, после чего местные власти на эту сумму уменьшают ему в очередном квартале бюджетное финансирование, а "высвободившиеся" средства перечисляют другим организациям. Такая практика дестимулирует саму идею благотворительности, соответственно, мы будем рассматривать вопрос о целесообразности отражения в Бюджетном кодексе запрета на принятие подобных решений.
- Когда можно рассчитывать на принятие концепции?
- Мы надеемся ее согласовать в кратчайшие сроки с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и рассчитываем, что она будет утверждена правительством в течение первого полугодия 2009 года.
Дмитрий Ширяев, "ФинЭкспертиза":
- В целом можно сказать, что концепция сильно запоздала. Благотворительная деятельность, как правило, осуществляется на свободные средства. В условиях кризиса этих средств станет намного меньше, а желания использовать льготы не по назначению - больше. Что касается предложений, то в целом их можно оценить как правильные.
Предоставление вычетов по НДФЛ благотворителям логично, но с упрощением процедуры реализации права соотносится плохо, так как чем больше видов вычетов, тем дольше их проверяют. Это же касается определения и расширения круга лиц, получающих не облагаемые налогом благотворительные выплаты.
Снижение региональных налогов и региональных составляющих налогов федеральных произойдет не везде, поскольку местные власти скорее предпочтут сами тратить деньги из собранных налогов, чем контролировать благотворительные организации. Им так проще.
Требовать обязательную социальную отчетность вряд ли правильно. Благотворительностью лучше не заставлять заниматься, а стимулировать такую деятельность.
Цели благотворительной деятельности расширять нужно, но включение в их перечень юридической помощи вряд ли произойдет. Дополнительный источник доходов для юристов и дополнительные проблемы власти от правовой грамотности населения (да еще в условиях кризиса) создавать вряд ли станут, т.к. это не в интересах чиновников, которых представляет основная масса депутатов.
Перечень организационно-правовых форм благотворительных организаций сам по себе не сильно влияет на осуществление их деятельности, но от большего разнообразия вреда точно не будет.
Освобождение благотворительных организаций (осуществляющих предпринимательскую деятельность) от налога на прибыль может быть использовано как способ оптимизации налогообложения. Возможны ситуации, когда такие организации будут тратить заработанное на свое же содержание, а только небольшую прибыль - собственно на благотворительность. Разработать правила для избежания подобного развития событий - задача сложная. Это же касается и льгот по налогу на имущество. Поэтому данное предложение, скорее всего, отклонят. Что касается льгот для жертвователей, то это более "прозрачный" и, соответственно, приемлемый вариант.
Норма о целевом финансировании отработана достаточно хорошо. Применение ее для благотворительных организаций представляется естественным как раз для их основной деятельности.
Разграничить рекламу действительно социальную и скрытую рекламу под видом социальной весьма затруднительно, что вызовет много споров как при обсуждении соответствующих поправок, так и при их реализации.