Юрий Богомолов: Начало новогодней ночи выиграл Первый канал

Казалось, что новогодние праздники уже никогда не кончатся. Но они все-таки кончились. Новый год (и то, что последовало за ним) по версии ТВ - штука посильнее финансового кризиса.

Право первой новогодней ночи

Телевидение начало праздновать его далеко загодя. В течение всей осени не покидало впечатление, будто Новый год наступит уже завтра - так много было развлекательных программ.

Долгоиграющие проекты типа "Ледникового периода" и "Минуты славы" финишировали под самый праздник и под ликующие здравицы их создателей во славу самих себя. Особенно старался Первый канал, для которого собственная скромность - ложная скромность. "Россия" на поприще автопиара не так агрессивна. Прочие телевещатели не имели никаких шансов в борьбе с двумя телевизионными грандами за право новогодней ночи. Потому расслабились и ограничились либо попсовыми салатами, либо до боли знакомыми комедиями.

На первой и второй кнопках битва за рейтинг началась с утра пораньше 31 декабря. Первый канал сразу оторвался от "России" за счет "Карнавальной ночи". Днем отрыв еще более увеличился. "Гарри Поттер" на "России" не потянул супротив отечественных многолетних хитов "Бриллиантовая рука", "Джентльмены удачи" и безотказной "Иронии судьбы".

Ближе к вечеру каналы подравнялись. "Россия" выстрелила удалым "Иваном Васильевичем" в то время, как Первый тщетно пытался раззадорить своих зрителей шоу "Две звезды", которое явно не попало в ритм нагнетаемого праздничного настроения. К тому же "Россия" запустила в свой аквариум "Золотую рыбку". Этот сказочный мюзикл - очередная разновидность формата "Старые песни о главном", вся новизна которого состояла в перелицовке шлягерных текстов и в экзотических нарядах звезд шоу-бизнеса.

Звезд было, правда, как сельдей в бочке - от Натальи Королевой до Николая Баскова, включая Юрия Стоянова. Этим "оливье" и собрала зрителей, шинкующих к застолью оливье.

Непосредственно же время перед решающим боем Кремлевских курантов и звоном хрустальных бокалов осталось за Первым каналом. Тут была своя интрига.

В предыдущие годы Первый канал легко выигрывал этот лот благодаря Максиму Галкину. Но в открывшуюся осенью трансферную форточку артист покинул отчий дом и нашел приют на другом канале.

Первый канал то ли подготовился заранее, то ли удачно оседлал подвернувшийся случай. Еще в прошлом году он опробовал пародийный проект "Большая разница", а летом дал старт травестийной программе "Прожекторперисхилтон". Вот эти две креативные затеи и выручили претенциозного вещателя в трудную для него минуту.

Самые трудные минуты для канала были как раз предновогодние. Тем более что главный конкурент двинул в эфир Галкина, а с ним и всю его честную компанию - Баскова, Цискаридзе, Аллу Пугачеву и прочих звезд шоу-бизнеса.

Тем не менее некоторое преимущество осталось за Первым, где в эфире шутили и комиковали "прожектористы" из "Перисхилтона" Ургант, Цекало, Светлаков, Мартиросян и артисты труппы "Большая разница" Александр Олешко и Нонна Гришаева.

Шутили они с переменным успехом, но все-таки это выглядело свежее, забавнее и остроумнее, чем заметно обветшавший юмор Максима Галкина и компании.

Иногда в раже конкуренции между каналами артисты переходили на личности и делали это не просто зло, но с оскорбительными намеками. Например, частушка про Галкина: "Ловко высмеял канал, потому что любит нал".

Стилистические разночтения

Начало новогодней ночи выиграл Первый канал. Затем вперед вырвалась "Россия". Возможно, объяснение тому в стилистике одного и другого шоу.

На Первом оно получилось более респектабельным. На "России" - более безалаберным.

Впрочем, там и там в основе шоу кулинарный рецепт был один: тех же щей, да погуще налей. В смысле: звезд, номеров, каламбуров, шуток, шума, треска и т. д.

И принцип был один: дать старые музыкальные шлягеры на новой текстовой подложке. Просто на "России" это было сделано без затей, в формате "Голубого огонька", с минимумом постановочных усилий и средств. А Первый в этом отношении расстарался. Там постановщики придумали какой-никакой сюжет о пропавшем сценарии, позаботились о пародийных подводках к концертным номерам, разнообразили декоративный фон. И главное, затруднили себя интересными аранжировками набившей оскомину попсы.

Вся эта эстетическая тонина еще воспринималась до часу ночи. А потом большинству населения стало не до "большой разницы" между кнопками.

Зато "Большая разница" восторжествовала на следующий день - 1 января 2009 года. "Глянец" Андрея Кончаловского, выставленный "Россией" против пародийного шоу на Первом, проиграл с треском.

И мне, по здравому размышлению, стало понятно, почему.

Мне даже стало понятно, почему, зачем и для чего наши телевизионщики делают так много бездарных и неинтересных программ. Для того чтобы было что талантливо высмеивать в программе "Большая разница". Смотреть "КВН" - скулы от скуки может свести, а пародия на него была очень смешной. То же самое можно сказать и про пародии на "Кулинарный поединок", на "Феномен", на "Модный приговор" и т.д.

Помнится, был такой у нас замечательный пародист Александр Иванов. Спасибо телеканалу "Культура": он о нем не дает забыть и не далее как на этих днях снова напомнил о нем в рамках цикла "Классика жанра".

Так вот, он часто высмеивал стихотворцев-графоманов, имена которых никто не знал. Тогда пародиста корили: зачем он это делает? Ведь это для графоманов реклама. Но вся штука состояла в том, что Иванову удавалось развенчать не просто автора-графомана, но и спекулятивную или демагогическую суть его творений.

В этом санитарная функция и лучших сюжетов "Большой разницы". И страшно подумать, каким бы было скучным нынешнее новогоднее ТВ без такого правдиво-кривого зеркала.

* * *

Каким бессмысленным оно стало, мы увидели уже в продолжении новогодней праздничной фиесты. Хорошие, но набившие оскомину старые фильмы, неудачные новые картины, малоинтересные сериалы. Постновогодний праздничный эфир сдулся, как американская ипотека.

Можно было и вовсе не включать в эти дни телевизор, если бы не трогательный фильм о Семене Фараде.

Если бы не питерский 5-й канал и столичная "Культура". И там, и там было что посмотреть. Питерцы показали свои старые программы, а на "Культуре" можно было увидеть и пообщаться с Карцевым, Жванецким, с Монтаном, с Мастроянни.

Последний на вопрос: "Что вас больше всего убивает?" ответил: "Тупость телевидения". Ответил он так, кажется, еще в прошлом веке. И вроде бы преувеличил. Но, как сегодня выясняется, не слишком.