Известный американский пловец Майкл Фелпс в детстве панически боялся воды

Главному американскому мультяшному персонажу Микки-Маусу в прошлом году стукнуло 80 лет. Спортсмену номер 1 в США по итогам 2008-го Майклу Фелпсу всего 23 года, но известен он не меньше диснеевского мышонка.

Символично, что по завершении Олимпийских игр в Пекине именно Фелпс удостоился чести ехать с мультипликационным "ветераном" в машине с откидным верхом на параде в честь вернувшихся с медалями олимпийцев. К слову, для Майкла прогулка с Микки была второй - в 2004 году после Игр в Афинах он также участвовал в подобном шоу. "Это приносит мне удачу", - утверждает пловец.

Фелпс известен не только знакомством с Микки-Маусом и огромным количеством завоеванных наград. Он первый пловец в истории Америки, признанный журналом "Спортс иллюстрейтед" лучшим спортсменом года (2008-го. - Прим. П.З). До Майкла ни один его коллега по обе стороны океана не мог мечтать о десятках миллионов долларов гонораров, призовых и спонсорских контрактах. Огромные деньги были привилегией баскетболистов НБА, теннисистов, игроков в гольф или звезд НХЛ. Но именно уникальность Фелпса позволила превратить спортсмена не зрелищного и редкого на телеэкранах вида спорта в автомат по зарабатыванию рекламных денег. Любимца целой планеты.

С Балтиморской Пулей по заработкам и популярности не может сравниться ни Тарзан - Джонни Вайсмюллер, который получил пять золотых наград в плавании и установил за карьеру 67 мировых рекордов, ни Марк Спитц с девятью высшими наградами Олимпиад и 33 рекордами планеты.

В августе 2008-го в олимпийском Пекине Майкл Фелпс завоевал восемь золотых медалей и установил семь мировых рекордов. Он одержал победу на дистанциях 400 метров комплексным плаванием, 100 и 200 метров баттерфляем, 200 метров вольным стилем, 200 метров комплексным плаванием, а также в эстафетах 4х100 метров вольным стилем, 4х100 метров комплексом и 4х200 метров вольным стилем.

Так он побил рекорд своего великого предшественника Спитца по количеству золота, выигранного на одной Олимпиаде. Завоевав за свою карьеру 14 золотых олимпийских наград, Майкл Фелпс стал самым титулованным спортсменом в мире. Кроме того, на счету Фелпса 32 мировых достижения.

А ведь родители Фелпса, Фред и Дебби, отдали сына в плавательный центр Балтимора исключительно для того, чтобы парень развивался физически и меньше болел.

Кроме того, Майкл в раннем детстве получил весьма распространенный в США диагноз - "синдром нарушения внимания с гиперактивностью". Для него это было огромной проблемой - неспособность сконцентрировать внимание. В школе юный Фелпс не мог сидеть с кем-либо за партой, потому что постоянно заглядывал в тетради соседа, отбирал у одноклассников ручки и карандаши, забывал, что от него требовали секунду назад. Только после того как Майкла посадили одного за парту, стали давать знания "порционно" и отдали в спорт, парень начал делать успехи.

Знаете ли вы о том, что самый великий пловец современности панически боялся окунать лицо в воду?

Когда Фелпс пришел в акватик-центр, он долгое время плавал только на спине. Упорство родных, тренера Боба Боумэна помогло постепенно избавиться от фобий и выработать принцип: "Я всегда буду первым". К успехам на дорожках бассейна пришли и другие победы. В Мичиганском универститете, где Майкл учится на спортивного маркетолога, им восторгаются. Фелпс при этом помнит о том, как ему было тяжело в детстве, и тратит огромные деньги на помощь умственно отсталым детям, организовав благотворительный фонд своего имени.

Единственное, что он не очень любит, - давать интервью. Но это тоже часть работы, и иногда представителям СМИ везет. Среди счастливчиков оказался и единственный журналист из России - ваш покорный слуга. Корреспондент "РГ" получил возможность узнать, как живет самый великий пловец мира, выяснил, какая медаль является самой памятной, и услышал из первых уст, когда же Майкл вернется в большой спорт после почти трехмесячного перерыва.

На завтрак - яичница

Российская газета: Вас часто называют живым воплощением статуи "Давида" Микеланджело. Практически идеальное телосложение, ни капли жира. Понятно, что быть в такой отменной форме помогают тренировки. А что особенного вы едите? Диетологи уверены, что гамбургеры вряд ли присутствуют в вашем рационе...

Майкл Фелпс: За сравнение с "Давидом" спасибо. Это заслуга спорта и моего метаболизма - организм ведет себя как компьютер, сжигая все лишнее. Кстати, гамбургеры я, что бы там ни говорили ваши диетологи, очень люблю и регулярно их ем. Почему кто-то будет решать за меня, что вредно и плохо, а что полезно? Каждый сам выбирает, как и где ему питаться. Фастфуд - это не так плохо. Хотя я, конечно, не завтракаю, обедаю и ужинаю исключительно в "Макдоналдсе".

РГ: Российские хоккеисты, которые выступали в НХЛ, говорили о том, что для них визит в подобные заведения был вроде наказания...

Фелпс: Потому что это недорого? Мне сложно понять такую позицию. Наверное, эти игроки привыкли тратить большие деньги в ресторанах и есть что-то особенное. По мне то, что быстро и вкусно, не вредно и уж никак не тянет на наказание.

РГ: Поделитесь с нашими читателями: что вы едите, скажем, на завтрак?

Фелпс: Конкретное меню я вряд ли составлю, но, как правило, на завтрак я съедаю пару бутербродов с обезжиренным сыром, яичницу из пяти яиц, салат из помидоров с сыром, луком и майонезом. Три французских тоста с сахарной пудрой, блинчики с шоколадной стружкой. Выпиваю пару чашек кофе, апельсиновый сок и съедаю половинку грейпфрута. Калории не считаю, но у меня есть определенные рекомендации, и питание зависит от конкретного цикла - тренировочного или соревновательного.

РГ: А сейчас вы в "режиме ожидания"?

Фелпс: Да, и ем все, что мне хочется. После Пекина мне необходимо было взять тайм-аут, отдохнуть, заняться своей личной жизнью. Но, разумеется, я вернусь в бассейн.

РГ: Когда это произойдет?

Фелпс: Через несколько недель я начинаю тренировки в родном Балтиморском акватик-центре. К первенству США, который будет летом, я должен выйти на пике, но основной упор делаю на чемпионат мира в Риме. Мой тренер Боб Боумэн не сомневается, что нам хватит этого времени хорошо подготовиться и выиграть как можно больше медалей. Я работаю с Бобом с детства. Можете поверить: будет так, как он сказал.

РГ: Какой Боумэн тренер? Как он с вами общается - кричит или же, наоборот, пытается объяснять просчеты спокойно?

Фелпс: Все бывает, но голос он повышает редко. Для меня самое главное, что тренер может указать на ошибки и помогает поверить в себя.

РГ: Как это выглядит в жизни?

Фелпс: В Пекине только и разговоров было, смогу я собрать все "золото" или нет. Нервная очень была обстановка. Боб мне тогда сказал: "Я знаю, что тебе это по силам. Значит, слушай свою музыку, забудь о том, что вокруг тебя, плыви изо всех сил и будь первым". Результат вы знаете.

Фелпс, который живет на крыше

РГ: На призовые деньги вы купили себе квартиру. Пентхаус в почти 400 квадратных метров, с красивым видом на залив. Уже обжились в новом доме?

Фелпс: Я не очень притязательный человек, но постарался сделать квартиру уютной. Мне важно, чтобы в доме было место, где я могу встретиться с друзьями, чтобы рядом был мой компьютер, любимые игры - стратегии! Большую часть в моей жизни занимают фильмы и музыка. Да! Я - меломан и на качественный звук не жалею денег.

РГ: А репертуар? Случаем, не классика?

Фелпс: Рэп. Настоящий афроамериканский рэп. Я обожаю этот ритм.

РГ: А сами петь не пробовали?

Фелпс: Я это делаю постоянно.

РГ: И даже во время заплывов?

Фелпс: Да, и получаю от этого огромный кайф.

РГ: А не хотели бы поменяться местами, ну с тем же Эминемом?

Фелпс: А кого бы я тогда слушал? Нет, мое место в бассейне.

Если хочешь быть как Фелпс, тренируйся

РГ: Вы начали плавать в семь, Спитц сделал это на год раньше, австралиец Ян Торп - в восемь...

Фелпс: А какая разница? Главное, чему меня научили, - не замечать, как бежит время на тренировках. Занятия на бортике и на воде по два с половиной - три часа каждый день были для меня нормой. Я поставил цель: быть всегда первым. Где-то это получалось, в чем-то нет, но я никогда не отходил от этого правила. Мой любимый пловец - Пабло Моралес, который выигрывал Олимпиаду в 1984 и 1992 годах, говорил, что есть универсальный рецепт побед: надо полностью уйти в свое напряжение, и вы обязательно получите на выходе нужный результат.

РГ: Знаю, что один из ваших "джокеров" - это семья: мама Дебби, сестры Уитни и Хилари, которые отчаянно поддерживают вас.

Фелпс: Конечно. Мама для меня - герой и самый близкий человек в мире. На любых соревнованиях мама и сестры всегда рядом. Они непременно попадают в группу поддержки, и я не могу плохо выступить, когда знаю, что они рядом. К слову, Уитни тоже имела шанс стать великой спортсменкой. Но ей помешала травма спины. Это очень досадно, но я стараюсь побеждать в том числе и за нее.

РГ: С отцом вы поддерживаете отношения?

Фелпс: После того как родители развелись, мы периодически созваниваемся, но встречаемся реже.

РГ: Если помечтать, своего ребенка вы отдали бы в спорт?

Фелпс: Разумеется! Даже если буду знать, что он не станет чемпионом. Формула нормальной жизни не обходится без спорта.

Я плыл вслепую

РГ: Если позволите, вернемся в Пекин. В финале на 200 метров баттерфляем у вас что-то случилось с очками?

Фелпс: Да-да, попала вода. Концовку дистанции плыл практически вслепую. Считал гребки, чтобы "попасть" в бортик. Доволен тем, что выиграл. Но результат должен был быть выше!

РГ: Но вы же установили мировой рекорд? Куда выше?

Фелпс: Рекорды существуют для того, чтобы их бить. Я был готов показать и лучше секунды.

РГ: При этом ваша победа на стометровке баттерфляем для многих до сих пор выглядит не очень убедительной. Преимущество над сербом Милорадом Чавичем составило лишь одну сотую секунды! Сербы до сих пор уверены, что победу вам подарили судьи...

Фелпс: Да, но сам Чавич поздравил меня с победой сразу после финиша и потом - на награждении. Это лучше всякого фотофиниша. Я знал, что стал первым, потому что первым попал в касание, и Милорад это знал. Потом протест сербов разбирали, но не удовлетворили, значит, все действительно было честно. Мне неприятно, когда появляются такие слухи и кто-то пытается раздуть сенсацию на пустом месте.

РГ: А какая медаль из выигранных в карьере самая памятная?

Фелпс: Каждая победа для меня - словно первая. Я очень люблю ощущение эйфории. И с каждым новым успехом это удовольствие только усиливается. Может быть, это помогает мне идти вперед.

РГ: Для многих пловцов до недавнего времени не очень любимой процедурой было бритье тела перед заплывом. С приходом суперсовременных костюмов это проблема ушла?

Фелпс: Все равно бреемся, хотя это не очень приятно. А появление костюмов - нужный и крайне необходимый шаг в развитии плавания. Мир не стоит на месте, и космические технологии могут помочь перейти спортивным рекордам на новый, сверхуровень. Мой костюм прошел испытания в десятках лабораторий. Но я не стараюсь разобраться в тонкостях. Знаю только, что в его состав входит элемент, который помогает принять идеальное положение в воде. Но плывет и устанавливает рекорды все равно человек.

РГ: Хорошо, спрошу по-другому: насколько это честно? Тот же Спитц, рекорд которого вы штурмовали на двух Олимпиадах, не мог и мечтать о подобных технологиях.

Фелпс: Он - гениальный спортсмен, и я считаю, что для своего времени он был и остается самым лучшим. Но сегодня мир другой и другие герои. Я не второй Марк Спитц, я первый Майкл Фелпс. Почему бы чиновникам МОК не обязать иметь подобную экипировку пловцам всех стран -участниц Олимпийских игр? Условия у всех будут одинаковые, а зрелищности больше. Людям нравятся рекорды!

РГ: Свои считаете?

Фелпс: Да.

В Лондоне закончу со спортом

РГ: Вы не раз заявляли о том, что Олимпиада в Лондоне станет для вас последней точкой в большом спорте. А уверены, что сможете выступить не менее ярко, чем в Пекине?

Фелпс: Всячески буду к этому стремиться. Возможно, мне придется отказаться от некоторых дистанций. Это решение примем с тренером непосредственно перед Играми. Но где бы я ни выступал, буду стремиться выиграть только "золото".

РГ: И что потом, после Лондона?

Фелпс: Я выйду из воды. Это совершенно точно. Но загадывать на будущее сложно, потому что я на самом деле и представить себе не могу, что буду делать, когда закончу профессиональную карьеру. Скорее всего, моя будущая работа никак не будет связана с плаванием.

РГ: А может, станете журналистом?

Фелпс: У меня определенно не хватит усидчивости.

РГ: В недавнем интервью британским коллегам вы рассказали, что побывали на Уимблдоне и даже выходили на корт. Это правда?

Фелпс: Но только это было во время ознакомительной поездки в Англию, а не во время турнира Большого шлема, и играл я на одном из полей теннисного центра. Я не очень хорошо играю в теннис, но мне понравилось.

РГ: А какие виды спорта предпочитает Майкл Фелпс?

Фелпс: Люблю баскетбол. Мой кумир - Майкл Джордан. Восторгаюсь этим спортсменом. Настоящий символ для подражания! Сам же играл в бейсбол, американский футбол, но без особых успехов. Это не мое.

Когда женюсь, вы об этом услышите

РГ: Не откроете завесу, связанную с вашей личной жизнью? Вам приписывались романы с моделью Лили Дональдсон, а также с пловчихами - австралийкой Стефани Райс и американкой Амандой Берд. Сейчас у вас новая пассия - Каэролайн. Это серьезно?

Фелпс: Если я решу жениться, то вы об этом узнаете. Я не хочу никого пускать в личную жизнь. Эта тема закрыта. Простите.

Я больше не пью за рулем

РГ: Несколько лет назад вы были арестованы в Балтиморе за вождение в нетрезвом виде и покупку алкоголя, будучи несовершеннолетним. Та история обошлась вам почти в 300 тысяч долларов штрафа и многими часами лекций в школах на тему вреда спиртного. С тех пор не употребляете?

Фелпс: За рулем не пью. Иногда могу себе позволить бокал-другой вина, но не часто. Хочу предостеречь всех, кто еще только думает совершить подобную ошибку: не стоит. Не ломайте жизнь себе и другим из-за слабости.

РГ: Говорят, вы также не прочь поиграть в казино?

Фелпс: Я игрок и обожаю покер! Считаю, что это одна из самых интересных игр на свете. Мечтаю добиться успехов и внимательно слежу за всеми турнирами мировой серии.

РГ: Наверняка вам много пишут поклонники. Вы отвечаете?

Фелпс: ...Чаще - нет. Мне нравится читать послания с разных концов света, но отвечаю крайне редко. Это отнимает уйму времени, да и в большинстве просят автограф. Электронных посланий куда больше, хотя встречаются и обычные письма.

РГ: И какой же там пишут адрес?

Фелпс: Балтимор, штат Мэриленд, США, планета Земля, Майклу Фелпсу. И ведь доходят!

Досье "РГ"

Майкл Фред Фелпс II родился 30 июня 1985 года в Балтиморе. Прозвище - Балтиморская Пуля.

Рост - 193 см. Вес - 83 кг.

Майкл начал заниматься плаванием в возрасте 7 лет, когда двух его старших сестер, Уитни (1978 года рождения) и Хилари (1980 года рождения), приняли в местную команду по плаванию. В 1994 году его родители, Дебби и Фред, развелись, и дети стали жить с матерью.

Своего тренера, Боба Боумэна, Фелпс встретил во время тренировок в плавательном клубе Балтимора. В 13 лет Майкл побил все юношеские рекорды страны в плавании.

В 2000 году 15-летний Фелпс стал самым юным в истории американского плавания участником Олимпийских игр, которые прошли в Сиднее. Почти через год Фелпс поставил мировой рекорд на дистанции 200 метров баттерфляем и стал самым молодым пловцом в истории, установившим планетарное достижение. Ему тогда было

15 лет и 9 месяцев. Настоящей звездой Майкл стал после Олимпийских игр 2004 года в Афинах, где он заработал

8 медалей (из них - 6 золотых). Свой статус пловец поддержал в Пекине, где получил восемь наград высшей пробы. Специалисты говорят, что секрет Фелпса - в гибкости тела и уникальных мышцах, на редкость эластичных и очень быстро восстанавливающихся.

И ведь это еще далеко не конец его биографии. Продолжение последует через три года в Лондоне.