В период кризиса калужские власти решили сделать упор на развитие электротехнической и пищевой промышленности

Сложности, которые испытывает отечественный автопром, заставили руководство Калужской области обратить более пристальное внимание на организацию новых промышленных кластеров.

Хотя в областном бюджете на 2009 год запланировано снижение поступлений на 17 процентов, в регионе продолжится работа по созданию мощного автомобилестроительного комплекса. Это позволит диверсифицировать структуру региональной экономики и инвестиционные риски, чтобы избежать еще больших потерь.

Особое внимание - к электротехнической и пищевой промышленности, производству бытовой электроники. По мнению министра экономического развития области Максима Шерейкина, это те отрасли, которые быстро "падают" в периоды кризисов, но так же быстро "поднимаются".

Мощный автокластер позволит диверсифицировать структуру региональной экономики и минимизировать риски

- Серьезный прирост может дать "Самсунг", который начал производство в индустриальном парке "Ворсино". Корейские бизнесмены построят кондитерскую фабрику. Есть у них планы и по табачной фабрике. Однако автомобильный кластер остается приоритетным направлением. "Фольксваген" обеспечил в 2008 году около половины прироста промпроизводства. В январе должен открыться завод "Вольво". Обнуление пошлины для импортных грузовиков и седельных тягачей с классом двигателей Евро 4 и Евро 5, которое недавно планировалось, означало бы для предприятия катастрофу. Однако пошлина сохранена, и теперь калужский завод сможет начать производство таких автомобилей. Со своей стороны мы лишь несколько изменим отношение к другим инвесторам и снимем для них некоторые ограничения, - заметил Максим Шерейкин.

Например, часть площадей индустриального парка "Росва", где вскоре начнется строительство завода "Пежо-Ситроен", предлагается другому инвестору, готовому организовать производство электротехнического оборудования. Если соглашение будет подписано, то в регионе появится еще семь тысяч рабочих мест.

Тем не менее представители регионального бизнеса считают, что для их поддержки прилагается недостаточно усилий.

- Гранды экономики останутся, эти марки не исчезнут, а вот малый и средний бизнес все еще ждет результатов от продекларированных мер. Большинство из них перешли на неполную рабочую неделю, и, что самое неприятное, ожидаются сокращения персонала, - сказал корреспонденту "РГ" гендиректор завода "Автоэлектроника" Андрей Перчян. Этот производитель автокомпонентов напрямую зависит от ситуации в автопроме и также испытывает трудности.

Однако экономика области, если исключить из нее инвестиционную составляющую, пока не может быть достаточно эффективной. Эту позицию региональная власть подкрепляет цифрами. ВРП на душу населения - в два раза ниже, чем в целом по России. Если в нынешних условиях поддерживать только действующие предприятия, можно законсервировать низкий уровень эффективности экономики. Это приведет к оттоку рабочей силы, которой и без того не хватает. Остановить этот процесс можно, лишь создавая высокоэффективные промышленные предприятия. Как подтверждение - 30 инвестиционных проектов дали 15 тысяч рабочих мест. В регионе также решено заняться интеграцией инвесторов и местных производителей. Инвестиционный бум, наблюдавшийся на протяжении нескольких лет, создал хорошие возможности для калужских предприятий.

Прямая речь

Максим Шерейкин, министр экономического развития региона:

- В 2008 году мы заключили десять инвестиционных соглашений. Наша задача - готовить вторую волну прихода инвесторов, которую мы ожидаем через один - два года. На этом этапе будем создавать льготные условия в промышленных парках.