Воронежские налоговики и регистраторы заключили соглашение о взаимодействии. Цель - свести к минимуму ущерб бюджетам всех уровней от незаконных действий арбитражных управляющих.
Анализ дел о банкротстве государственных и муниципальных унитарных предприятий, проведенный региональным управлением Федеральной налоговой службы, показал: в большинстве случаев передел собственности, а также отчуждение имущества происходят из-за неправомерных действий арбитражных управляющих. Речь идет, как правило, о грубых нарушениях 127-го Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Наиболее распространенное из них - проведение торгов не по адресу, указанному в опубликованном сообщении о продаже имущества. Бывает, что аукционы вообще не проводятся: арбитражный управляющий, о мотивах которого можно только догадываться, заранее назначает "победителя". Другим же заинтересованным лицам чинит препятствия, чтобы не допустить их к участию в конкурсе: отказывает в приеме заявления по формальным основаниям или предоставляет заведомо ложную информацию о времени и месте проведения.
Классический пример: налоговики, приехавшие по опубликованному в СМИ адресу приема заявок на участие в торгах по дебиторской задолженности МУП "Горкомхоз", обнаружили там только директора и главного бухгалтера Райдеза. Оба были в неведении относительно даты и адреса проведения конкурса, а также местонахождения его организатора. По словам сотрудников фискального органа, "вывод напрашивается такой: была представлена ложная информация о торгах".
В отделе урегулирования задолженностей и обеспечения процедур банкротства УФНС рассказали почти детективную историю о продаже имущества ОАО "Тяжэкс" (экскаваторный завод). Судебный пристав-исполнитель безуспешно пытался вручить арбитражному управляющему решение суда, запрещающее реализацию имущества. Пристава не пустили даже на порог. Дальше - больше: в милицию поступило сообщение о заминировании здания. Сотрудники Ленинского РОВД Воронежа, проводившие осмотр помещения, не обнаружили взрывного устройства. Впрочем, по их словам, торги там не проводились. Однако, как следует из отчета конкурсного управляющего, конкурс благополучно состоялся: имущество реализовано, деньги поступили на счет. Где в действительности прошло мероприятие - так и осталось тайной за семью печатями.
По мнению замруководителя УФНС по Воронежской области Светланы Тыняной, цель такого рода злоупотреблений - уклонение от уплаты налогов и "завуалированная" приватизация государственного и муниципального имущества. Как следствие, бюджетам всех уровней наносится ощутимый ущерб, создается угроза экономической безопасности региона.
По признанию налоговиков, меры по восстановлению нарушенных прав и защите государственных интересов, принимаемые "постфактум", не эффективны. Процесс связан с необходимостью доказательств умысла и вины арбитражных управляющих, что удается крайне редко. Случаи дисквалификации "антикризисных менеджеров" единичны. К тому же отстранение от должности на полгода трудно считать адекватной мерой наказания.
Вернуть имущество в муниципальную или госсобственность зачастую не представляется возможным, поскольку его успевают перепродать так называемому добросовестному приобретателю. Эта схема весьма популярна в Воронежской области.
Чтобы исключить незаконную продажу имущества должника и таким образом минимизировать ущерб от незаконных действия арбитражных управляющих, воронежские управления ФНС и ФРС ("руководствуясь Национальным планом противодействия коррупции, предусматривающим обеспечение прозрачности управления при реализации конкурсной массы предприятий-должников") заключили соглашение о взаимодействии.
Если у налоговиков есть основания сомневаться в законности результатов торгов, они поставят в известность УФРС. Там, в свою очередь, более внимательно отнесутся к пакету документов, поданных на регистрацию.
Справка "РГ"
В Воронежской области в процедуре банкротства более 700 предприятий. Примерно шестая часть из них - унитарные.