Химическая соль на дорогах Москвы убивает животных

Настоящая зима пришла в столицу в этом году лишь в канун Нового года, и почти сразу же разгорелись страсти: почему в городе такая грязь из-за антигололедных реагентов и насколько оправдано их применение на московских дорогах.

В чем только не упрекают москвичи дорожников! Атаку этих химикатов, говорят автомобилисты, не выдерживают ни шины у машин, ни металлическая часть авто, съедаемая вызванной коррозией. А кто посчитал наши убытки от испорченной обуви и одежды, добавляют пешеходы. И как ни убеждают власти, что реагенты совершенно безопасны и для здоровья, и для имущества, им не верят. Пользуясь людским недоверием, ушлые бизнесмены организовали даже специальную антиреагентную мойку. Цена впечатляет - пять тысяч рублей. Так кто же прав в этой дискуссии?

По мнению зам. руководителя Росприроднадзора Олега Митволя, то, что происходит с реагентами в Москве, - это полное безобразие.

- Никто даже не подумал узнать, как они действуют на здоровье людей, - сказал он корреспонденту "РГ". - Между тем эти солевые и хлорные составы попадают к нам в легкие. Свидетельством тому является то, что именно зимой учащается обращение владельцев собак в ветеринарные клиники с ожогами лап и дыхательных путей у животных. Экспертиза же последствий не проводится потому, что власти понимают: исков к организациям, которые занимаются этим весьма прибыльным бизнесом, будет множество.

При этом чиновник высказал довольно парадоксальное предложение.

Он считает, что антигололедную обработку дорог надо оставить городу, а вот контроль за этим процессом, по его словам, необходимо передать федеральному органу исполнительной власти или экологическим организациям.

Прямо противоположной точки зрения придерживается заведующий кафедрой факультета почвоведения МГУ профессор Дмитрий Хомяков. Он рассказал "РГ", что антигололедные реагенты во всем мире, в том числе и в Москве, применяются еще с 30-х годов прошлого века. В российской столице долгие годы использовалась смесь песка с технической солью. Однако песок стал забивать стоки и трубы ливневой канализации. Поэтому с 1996 года стали использовать только техническую соль, которая хорошо плавит лед. Через четыре года расход соли достиг 350 тысяч тонн ежегодно. Это вызвало сразу несколько других негативных последствий. Во-первых, техническая соль создавала аэрозоли хлористого натрия, которые распространялись на расстояние до 150 метров от дорог и разрушали инженерные сооружения, зеленые насаждения, почву, бетон, асфальт и т.д. Из-за солевых аэрозолей начали рваться контактные троллейбусные сети, в них постоянно происходили замыкания, а коррозия буквально разъедала машины. Во-вторых, остатки снега с этой солью скидывались на газоны и засолили почвы так, что к 2000 году на них уже почти не росла трава и начали засыхать растущие по соседству деревья.

В 2001 году специалисты пришли к выводу, что городу пора переходить на комбинированные жидкие реагенты, которые представляют собой 28-процентные растворы солей хлористого кальция и хлористого натрия, работающие при температуре от 0 до -10 градусов, а также твердые реагенты (это то же самое вещество, но в виде гранул, способных более интенсивно плавить снег при низких температурах). В итоге расход антигололедных материалов на дорогах удалось сократить почти в два раза. К тому же теперь в городе уже не сбрасывают на газоны снег с остатками реагентов - его утилизируют с помощью стационарных и мобильных снеготаялок, которые спускают полученную талую воду в городскую канализацию. Все это привело к тому, что использование химии для борьбы со льдом сократилось на 90 процентов. Согласно исследованиям ученых уже в 2005 году состояние столичных почв пришло в норму.

Не стоит удивляться и негодовать, если вы увидите, как в 15-градусный мороз вроде совершенно сухую дорогу "поливают всякой гадостью". Как объяснил Дмитрий Хомяков, тончайшую ледяную корку, покрывающую трассу, далеко не всегда можно разглядеть невооруженным глазом. А это значит, что "чистая", по мнению простого водителя, дорога может быть все-таки скользкой. Специалисты называют такой эффект "черным асфальтом". К тому же коммунальщики всегда работают в тесном контакте с синоптиками. И если им сообщают, что в ближайшие два-три часа начнется снегопад, то дорогу они начинают обрабатывать заранее. При огромных площадях для обработки - около 65 миллионов квадратных метров, иначе просто не успеть.

Да и в появлении жирной грязи на дорогах после обработки, говорят эксперты, виноваты не реагенты, которые представляют собой бесцветный или слегка желтоватый раствор. Черную краску добавляет в них миллион тонн выбросов в атмосферу от автотранспорта. Добавим к этому немытые большегрузные машины, которые разносят грязь с огромного количества московских строек... Смешавшись с раствором снега и реагентов, эта грязь и образует жирную эмульсию, которая так раздражает москвичей под ногами и колесами авто. Избежать ее появления можно лишь усилением контроля за качеством моторного топлива, обновлением автопарка и чистотой машин.

Что касается качества веществ, используемых дорожниками сейчас в столице, то все производители (а Москва сотрудничает напрямую с заводами, избегая услуг посредников, причем только с российскими) участвуют в тендере. Продукт, который они поставляют, должен соответствовать требованиям к качеству, составу и другим показателям, которые прописаны в постановлении правительства Москвы N242 от 2007 года. Причем на качество проверяется каждая партия, поступающая в город. Экспертизу проводят префектуры с привлечением институтов Академии наук и Федерального агентства по образованию.

Правда, признает Хомяков, есть и две нерешенные проблемы. Реагенты и в самом деле негативно воздействуют на мех и кожу. Если на них попадает хлористый кальций, последствия необратимы. Единственное, что смогли сделать столичные власти для уменьшения их вредного воздействия, - ввели запрет на использование реагентов на тротуарах, остановках транспорта, подходах к метро, во дворах и в парках. Там теперь только разрешена механическая уборка и посыпка гравием.

Что же касается животных, то они, попав лапами в реагентную лужу, действительно страдают и от солевого стресса, и от обморожения, которое может наступить на холоде. К сожалению, защитить их, по словам Хомякова, пока можно только одним: надевая на лапы защитные носочки, а еще лучше - выгуливая в парках, а не на дорогах. По крайней мере до тех пор, пока ученым не удастся изобрести качественно новые реагенты. Но разработки и исследования ведутся. Причем не только за рубежом, но и в России. Но и сейчас отечественные реагенты считаются лучшими из имеющихся в мире. Доказательством служит тот факт, что они используются в Румынии, Словакии, Чехии, Германии и других странах.

прямая речь

Игорь Крятов, заведующий лабораторией гигиены почвы НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. СыCина РАМН:

- Сами по себе реагенты, которые применяются в Москве, безопасны и для здоровья, и для автомобилей, и для обуви. Все они прошли санитарно-гигиеническую и токсикологическую оценку на предмет степени опасности для окружающей среды и здоровья людей. Остальные были забракованы и не допущены к использованию.

Если реагенты используются и применяются в соответствии с технологическим режимом, то никаких вредных последствий от них не будет. У нас же, бывает, сыплют все подряд - отсюда и проблемы. Хотя технология обработки включает в себя не только качество самого реагента, но и его правильное нанесение - концентрацию, которая создается на одном квадратном метре обрабатываемой территории, временной период взаимодействия или реакции со снегом или льдом и т.д. Затем все должно убираться, и только после этого наносятся новые дозы химиката.

Лидия Басманова, начальник отдела экспертизы технологических решений и мониторинга генплана департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы:

- С 2006 года наш департамент проводит оценку влияния реагентов на состояние снежного покрова и почвы на 15 постоянных площадках наблюдения.

Отборы проб почв минувшей зимой выявили низкий уровень загрязнения по сравнению с предыдущими годами, когда на некоторых площадках были средние и высокие уровни загрязнения почв, в частности, на улицах Профсоюзной и Свободы. Сократить количество использованных реагентов позволила теплая зима с небольшими снегопадами.

Дмитрий Леонтьев, директор Межрегионального центра "За безопасность российских дорог":

- Во время тендеров, в ходе которых Москва закупает реагенты, требования к ним предъявляются очень жесткие. Чтобы как-то их обойти, в прошлом году одна подставная компания, созданная за пару месяцев до торгов, заполучила образцы реагентов одного из лидеров химической отрасли и, выставив по всем лотам меньшую цену, выиграла тендер. А на склад потом завезла материалы с содержанием радиации в них в четыре раза выше нормы.

Хорошо, что использовать их не успели. Экологи и производители обратились в прокуратуру, она провела проверку, и результаты конкурса были признаны недействительными. В этом году эту компанию не допустили к тендеру. Сам же случай показал, что производители, а их в России немного, меньше всего заинтересованы в поставке некачественных химикатов.