В Русском музее Петербурга открылась экспозиция "Семья Маковских"

Финал всероссийского Года семьи Русский музей решил завершить по-настоящему семейной выставкой, которая так и называется без затей - "Семья Маковских".

Обойти эту семью, говоря о русском искусстве второй половины XIX века, в самом деле невозможно. Ведь в ней, где кроме отца - Егора Ивановича, основателя Московского училища живописи ваяния и зодчества, трое сыновей (Константин, Владимир, Николай) и одна из двух дочерей (Александра) были художниками, отразилось основное художественное противостояние того времени: между академическим и реалистическим искусством. Два творческих антипода - Константин и Владимир - оказались в самом центре полемики, и выставка дает максимально полное представление не только о непримиримости этих позиций, но и о полноте реалистических исканий той эпохи. Блестящий живописец Константин, один из любимейших портретистов русской аристократии, любивший успех, славу, деньги, и Владимир, не менее интересный живописец, но тематически дававший совсем другие срезы русской жизни. Бытописатель крестьянства, мелкого чиновничества, городских низов, Владимир в значительной мере повлиял на движение передвижников, возглавив и Академию художеств после ее реформирования. Прожив не слишком долгую жизнь, Николай оставил тем не менее заметное творческое наследие. Это в основном пейзажи - египетские, московские, украинские. Александра Маковская была одной из первых российских профессиональных женщин-художниц, зарабатывавших на жизнь своим искусством.

Дети Константина - Сергей и Елена - тоже пошли по стопам родителей. Елена, ученица И. Е. Репина, стала художником, а Сергей внес выдающийся вклад в культуру Серебряного века как издатель, критик, мемуарист и поэт. Двое из троих детей Елены - Петр и Дмитрий - тоже продолжили семейную традицию, но уже в Германии. Связали свою жизнь с искусством и сыновья Владимира - Александр стал живописцем и преподавателем, а Константин - архитектором. Внуки же Владимира Егоровича - Анна и Наталья - посвятили свою жизнь древнерусскому искусству.

Под выставку обширного клана Маковских отведен практически весь первый этаж правого крыла корпуса Бенуа. Экспозиция включает около 200 произведений живописи и графики из музеев и частных собраний коллекций Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Здесь и работы, памятные старшему поколению по иллюстрациям в "Родной речи" (те же "Дети, бегущие от грозы" Константина Маковского или "Вечеринка" Владимира Маковского - типичная сценка из жизни революционно настроенных кругов), и блестящие портреты Константина Маковского ("Портрет жены художника Ю. П. Маковской"), и его канонические "академические" многофигурные живописные композиции ("Возвращение священного ковра из Мекки в Каир", "Поцелуйный обряд"), и удивительно рифмующиеся с нашими днями второго пришествия капитализма в Россию работы Владимира - "Крах банка", "Ночлежный дом". Но здесь же и его камерная работа, принесшая ему звание академика, "Любители соловьев". На выставке соседствуют портреты историка Н. И. Костомарова, государственного деятеля К. П. Победоносцева, лиц императорского дома со страшными сценами последствий Ходынки, фантастическим хороводом русалок, тихими украинскими и кричащими солнечными египетскими пейзажами. Книги и рукописи Сергея Маковского дополнены его портретом работы сестры Елены, а также ее ранними ученическими офортами.

Русский музей в очередной раз демонстрирует добротную кропотливую работу, собирая и предъявляя выставку, отвечающую многим задачам (в том числе и просветительским), но в первую очередь - пропаганде рус ского классического искусства, демонстрации богатейшего наследия, невзирая на громкость или, напротив, негромкость имен.