По данным Росздравнадзора, родильные дома Амурской области признаны на сегодня самыми худшими в России. По статистике местного минздрава, за два последних года в области погибли 12 рожениц и 160 новорожденных детей. Почему такое происходит, попытался понять наш корреспондент.
Недавно отметившая 150-летний юбилей Амурская область - это территория, на которой свободно разместятся Франция, Бельгия и Швейцария одновременно. Амурская область - это еще и хроническое бездорожье, и население в 2 человека на один квадратный километр.
Станция со звучным названием Ерофей Павлович находится на самой границе Амурской области и Забайкальского края. Семитысячный поселок раскинулся в распадке пологих сопок - черные крыши домов, щербатые тротуары, стаи бездомных собак.
Пять лет назад в поселке сгорел родильный дом, деревянный барак, построенный еще во времена наркома Кагановича. С того времени всех рожениц из поселка возят в райцентр Сковородино - это 200 километров "убитой" дороги. За минувший год 9 женщин родили на дому, трое из родившихся детей погибли в первые же дни. Проводникам пассажирского поезда "Ерофей Павлович - Благовещенск" впору переквалифицироваться в акушерок: сколько родов было принято в вагонах - счету нет.
...Сколько раз амурские чиновники обещали, что в поселке построят новую больницу, никто уже и не помнит. Со счета сбились... Экс-губернатор Приамурья Николай Колесов прилюдно клялся, что строительство начнут в 2008 году, год прошел - колышек не вбили. Зато ему самому за это время отремонтировали служебный кабинет на 70 миллионов рублей - фото этих роскошных апартаментов обошло все российские СМИ, приобрели в служебное пользование "Мерседес" за шесть миллионов рублей... Отстраненный президентом от занимаемой должности, Николай Колесов уже покинул регион. Но проблемы после себя оставил.
В свое время другой высокий чин - вице-губернатор Приамурья Сергей Степанов - на полном серьезе заявлял, что родильный дом в поселке Ерофей Павлович ни к чему, можно прекрасно рожать и в районной больнице за 200 километров от дома. Сегодня Сергей Григорьевич - министр образования Приамурья.
Начиная с 2005 года в Сковородинском районе при родах умерли три женщины, по одной каждый год. Последний случай потряс весь район: женщина погибла от кровопотери, в больнице не было донорской крови. Вливали все, что было под рукой, как в учебниках по военно-полевой хирургии. Не спасли.
Врачебная ошибка
В районных и участковых больницах Амурской области не хватает сегодня свыше ста врачей, совместители типа нарколог-анестезиолог уже никого не смущают. За три последних года шестеро рожениц погибли из-за врачебных ошибок. Это официальная статистика. Довести дело до суда по факту врачебной ошибки очень сложно. Известен лишь один случай - в мае 2008 года Тындинский районный суд вынес обвинительный приговор врачу-гинекологу Тындинской ЦРБ по статье 293, часть 2 УК РФ "Халатность" - по ее вине в родах погибла молодая женщина, сиротами остались трое ее детей. Врач осуждена на три года лишения свободы (условно).
Корпоративная "этика" в медицине очень сильна. А в провинции, где все однокурсники или друзья одногруппников, провести независимую экспертизу просто нереально. Об этом следователи говорят в открытую.
Елена Бабичук второго ребенка рожала в Благовещенском роддоме: врач УЗИ-диагностики ошиблась в определении веса плода больше, чем на килограмм.
- Я умоляла сделать мне операцию кесарево сечение, первый ребенок был очень крупный, и чувствовала, что этот тоже большой. Сама родишь, говорила мне врач, - плача, вспоминает Лена.
В результате из нее щипцами извлекли ребенка весом более пяти килограммов. Девочка чудом выжила, но осталась инвалидом: у ребенка одного перечисления диагнозов - на страницу.
Елена - профессиональный юрист, колоссальным трудом ей удалось добиться возбуждения уголовного дела против лечащего врача по статье 118 УК РФ. (Нанесение тяжкого вреда здоровью по неосторожности.)
Из областного минздрава Елене пришел казенный ответ: "Благодаря вашему письму вскрылись грубейшие факты нарушения в городском неонатологическом центре. Приносим вам извинения". Подпись заместителя министра Татьяны Серебряковой. Все врачи, которые халатно отнеслись к судьбе Елены и ее новорожденному ребенку, спокойно работают и по сей день.
Амурские доктора крайне редко проходят переподготовки и учебы на ведущих кафедрах России, причина одна - нет средств.
- Пятнадцать лет работаю врачом, за все эти годы всего один раз проучилась в Хабаровске, а все остальные учебы - на базе нашей медакадемии, это все для галочки. Варимся в собственном соку,- призналась мне врач областного роддома.
Только в 2008 году в Приамурье благодаря нацпроекту "Здоровье" был поставлен единственный реанимобиль с кювезом для перевозки новорожденных.
- Благодаря этому автомобилю мы спасли не одну детскую жизнь, но одной такой машины крайне недостаточно,- не скрывают в амурском минздраве.
Но вот парадокс: в Бурейском районе, который считается одним из самых экономически стабильных в регионе (на его территории расположена крупнейшая на Дальнем Востоке Бурейская ГЭС), в районной больнице нет дыхательной аппаратуры для новорожденных. В Селемджинском районе, где добывают тонны золота, лишь несколько месяцев назад появился единственный кювез для новорожденных.
- Из-за того, что нет элементарного оборудования, мы ежегодно теряем детей, которых можно было бы спасти, - не скрывают врачи районной больницы.
Кто виноват?
На этот очень русский вопрос ответа получить не удалось. Те, кто распределяет бюджетные средства, говорили пространно о сложной экономической обстановке, о безработице и прочих социальных язвах.
- Сегодня роженицы приходят порой с таким букетом болезней, что вы себе даже представить не можете, - отстаивает свою версию доцент Людмила Моногарова.
Получается, сами и виноваты?
Слов "халатность" и "непрофессионализм" все мои визави дружно избегали. Но как объяснить тот факт, что в 2008 году в Благовещенске от кровотечения погибла даже невестка одного из областных чиновников? Виновных в этой трагедии, к слову, тоже нет.
В 2008 году в Амурской области при родах погибли три женщины против девяти в 2007 году.
- Это просто счастливый случай, - уверяют врачи, задумчиво глядя на жизнь за окном.
Петропавловск-Камчатский. Здесь не смогли спасти новорожденную тройню: дети, родившиеся с весом более килограмма, погибли на вторые-третьи сутки жизни.
Рождения своих детей Александр и Юлиана Сивушенко ждали 15 лет, и появились они на свет только благодаря искусственному оплодотворению. Но лишь после трагедии выяснилось, что камчатские врачи не были готовы вести беременность и правильно принимать роды в случаях многоплодной беременности, ставшей результатом применения вспомогательных репродуктивных технологий. Сегодня проверкой случившегося занимается краевая прокуратура. Как сообщила "РГ" старший помощник прокурора Камчатского края Наталья Волгина, после оплодотворения и наблюдения за будущей мамой в женской консультации не был выполнен в полном объеме стандарт обследования. А в роддоме N 1 не было лекарства под названием сурфактан - оно должно было раскрыть легкие малышам. Главе Петропавловска-Камчатского уже вынесено представление прокурора. Однако вопрос об обеспечении Камчатки квалифицированными кадрами по-прежнему остается острым. Медучреждения укомплектованы специалистами лишь на 50 процентов.
Красноярск. Впервые за 15 лет уровень рождаемости в городе превысил показатель смертности - причем сразу на тысячу человек. В прошлом году в краевом центре появилось на свет более 12 тысяч малышей.
Медики вспоминают, что еще десять лет назад уровень младенческой смертности приближался к катастрофическому: при 6,7 тысячи родов умирали 150 детей. Сейчас этот показатель удалось сократить втрое. Но прежде пришлось реформировать саму систему охраны материнства и детства.
Как рассказал "РГ" начальник главного управления здравоохранения мэрии Виктор Шевченко, в городе не просто был не только проведен ремонт всех роддомов, а реализован целый комплекс проектов, включающий создание акушерского и педиатрического реанимационно-консультативных центров, а также организацию второго этапа выхаживания новорожденных. К тому же открыт уникальный объект - Центр охраны материнства и детства. Сегодня он ежедневно обслуживает до трех тысяч пациентов.