15.01.2009 03:00
    Поделиться

    В Сибири научились выращивать тропические сады среди сугробов

    Сегодня в Томске на термометрах минус 10, а согласно метео прогнозу на следующую неделю город ожидают 40-градусные морозы. Таким образом, сейчас это единственное место в мире, где в такую стужу цветут тропические сады.

    Сибирские тропики

    В Томске тропические орхидеи и пальмы невероятным образом соседствуют с сибирскими кедрами на 56-й параллели северной широты. Больше нигде в мире такого сочетания не найти. И это - в условиях минусовой среднегодовой температуры! До приезда в Томск Валентины Морякиной это считалось невозможным. За пределами Томской области это и сейчас невозможно: никому больше не удалось вырастить тропические и субтропические пальмы в регионе, где зимой трещат 40-градусные морозы.

    Впрочем, начинала Морякина не с пальм.

    - Мы стимулировали народ заняться садоводством и огородничеством, - вспоминает Валентина Андреевна. - И потому начинали не с пальм, а с... помидоров. Это были 1957-1958 годы. Люди просто не верили, что здесь их можно выращивать, особенно в открытом грунте. Ведь привычной нам "тепличной" пленки тогда еще не было. Но все у нас получилось. Сотрудники ботанического сада фактически показали томичам пример. Тогда это называлось мичуринским движением.

    Вино и орхидеи

    По корням Валентина Морякина не сибирячка. Родом из села с забавным названием Печерские Выселки Самарской области. После окончания Куйбышевского инженерно-мелиоративного института работала на Алтае. В Томске - с 1955 года. Человек многогранных талантов: развивала и сугубо прагматичное приусадебное хозяйство (те же сибирские помидоры) и выращивала цветы аристократов - орхидеи.

    Сотрудники сада любят напоминать изречение Герберта Уэллса о том, что орхидеями заниматься так же увлекательно, как играть на бирже. И наслаждаться - так же, как будто пьете хорошее вино или читаете стихи. Хотя метод, при помощи которого в сибирских сугробах зацвели орхидеи, не столь поэтичен. Называется он клональным микроразмножением, и в процессе превращения части территории Томска в тропический сад было не до вина и стихов.

    Сама Морякина на стандартный вопрос журналистов "Как такое удалось?" отвечает всегда одинаково.

    - Труд и верность профессии, - сказала Валентина Андреевна в Кремле на вручении премии "За веру и верность". - А моя профессия требует продолжительных усилий для получения результата.

    Из окна ее рабочего кабинета видны голубые ели.

    - В 1956 году я выписала 120 граммов семян, - рассказывает Морякина. - Посеяла их особым способом: в хвойные опилки.

    Результат стал очевиден через 50 лет. Сегодня это мощные 15-метровые деревья.

    К слову, когда она приехала в Сибирь, на будущих тропических плантациях выращивали картофель. А часть территории занимал банальный пустырь. Когда в 1969-м принимала пост директора у своего предшественника, в активе сада были лишь тысяча видов растений и теплицы высотой четыре и шесть метров, которые по тем временам считались очень высокими. Увеличила ассортимент до шести тысяч видов, организовала в оранжереях 29 микроклиматических зон - от субтропиков до тропиков. В 70-80-х годах устроила три грандиозные реконструкции сада в металлическом исполнении, поставив задачу довести высоту оранжерей до 31 метра. С упрямством убежденного в своей правоте человека доказывала проектировщикам, что в Сибири можно построить самую высокую в мире оранжерею.

    Приняв когда-то в свои руки трехметровую пальму, она мечтала, чтобы та доросла до 16 метров - эта цифра названа в научной литературе. Много лет спустя Валентина Андреевна стояла на крыше оранжереи, контролируя установку купола над любимой пальмой: она вытянулась-таки до вожделенных 16 метров.

    За талант разбивать ботанические сады среди сугробов Валентину Морякину недавно награждали в Кремле: она стала лауреатом престижной премии фонда Андрея Первозванного "За веру и верность".

    Все - в сад

    В аномально суровую зиму 2006 года погибли пальмы в оранжереях южных городов страны. А в Томске - нет! Хозяйка сада не давала покоя всему городу - властям, энергетикам, сантехникам, электрикам... И ее пальмы выстояли.

    Кроме сада в Томске она создавала "тропический сад" в городке нефтяников Пионерном, участвовала в озеленении Стрежевого, Кедрового и других сибирских городов. Она - заслуженный профессор Томского гос университета, действительный член Российской академии естественных наук. Морякина разработала специальный вариант северного озеленения, за что удостоена золотой медали ВДНХ.

    Кстати, она единственная среди женщин города обладательница звания "Почетный гражданин Томска". Сегодня заведует лабораторией дендрологии и ландшафтной архитектуры ботанического сада.

    Ботанический сад в Томске действительно любят. Он один из символов города. Как, собственно, теперь уже и сама Валентина Морякина.

    Кстати

    • Сибирский ботанический сад - первый сад в России за Уралом. Площадь - 126,5 гектара. За 123 года здесь собраны уникальные для северных широт растительные фонды, насчитывающие около шести тысяч видов, форм и сортов. В их числе - свыше двух тысяч видов тропических и субтропических растений. Действуют девять научных лабораторий. Ежегодно в саду проходят практику восемь тысяч студентов.
    • Впервые в мире ботанический сад открыт в 1309 году в итальянском Салерно. В России первый ботанический сад основан в 1714 году Петром I в Санкт-Петербурге. К концу XIX века ботанические сады существовали во всех университетских городах России.

    В Западной Европе начало ботаническим садам положили монастырские сады, а у нас - "аптекарские огороды". Первый петровский сад так и назывался - Аптекарским. При этом на российских "аптекарских огородах" изначально выращивали целебные травы для нужд медицины. Затем стали сажать и другие ценные растения.

    Поделиться