15.01.2009 04:00
    Поделиться

    Из 11 человек, находившихся на борту разбившегося на Алтае вертолета, выжили лишь четверо

    Почему полеты с VIP-пассажирами столь рискованны?

    Из 11 находившихся на борту разбившегося на Алтае вертолета выжили лишь четверо. Среди погибших - полпред президента в Госдуме Александр Косопкин.

    Без вести пропавшие

    Вертолет Ми-171 компании "Газпромавиа" пропал на Алтае в минувшую пятницу. Вылетев из Бийска, он исчез в 70 километрах от места запланированной посадки - вертолетной площадки в райцентре Кош-Агач на границе с Монголией. Поначалу рассматривалась даже версия о том, что вице-премьер правительства Алтая Анатолий Банных решил свозить гостей к Агафье Лыковой, с которой он дружен. Но от нее отказались, убедившись, что на такой полет вертолету не хватило бы керосина.

    На третьи сутки поисков спасатели на снегоходе встретили выжившего второго пилота, который отправился на поиски людей и вскоре, пройдя два километра, на них наткнулся. Спустя полчаса на место катастрофы прибыл вертолет. Выживших увезли в ближайшую больницу. На следующий день вывезли тела семерых погибших. Очевидцы рассказывают, что трупы при 35-градусном морозе настолько промерзли, что патологоанатомам пришлось отложить вскрытие на пару дней - до оттаивания.

    Кто виноват

    Почему упал вертолет - новая машина, приобретенная "Газпром авиа" в прошлом году и налетавшая всего 260 часов? Причем катастрофа произошла в условиях прекрасной видимости, а в кресле командира находился опытный пилот с налетом 13 тысяч часов, хорошо знавший местные условия.

    Первой версией стало предположение о некачественном топливе. Возникло оно из-за того, что после заправки местным керосином не смог взлететь один из вертолетов МЧС.

    Версия сомнительная. Топливо, конечно, может стать причиной отказа двигателя, но здесь концы не сходятся. Спасательный вертолет не смог даже взлететь, а погибший Ми-171 пролетел на своем керосине больше четырех часов.

    Позже заговорили о возможном отказе техники. Согласно этой версии катастрофа произошла при посадке: вертолет снизился, задел землю винтом и покатился по склону. Двигатели работали, а обломки винтов увечили людей. Это выглядит более правдоподобным.

    Садиться в горах - всегда риск. Для безопасного захода на аэродром экипаж вертолета должен знать скорость и направление ветра, температуру воздуха, атмосферное давление и т.д. В горах же пилоты лишены этой информации. Это ведь просто стереотип: вертолет где захотел, там и сел. Высокопоставленные пассажиры, как правило, находятся в плену этого стереотипа...

    VIP-угроза

    Странная закономерность: когда высокопоставленные пассажиры летают на самолетах (не на обычных рейсовых, а на своих, "специальных"), то безопасность всегда на высоте. Но как только они оказываются в салоне вертолета, пиши пропало.

    Сколько на вашей памяти катастроф лайнеров бизнес-авиации? Пожалуй, на ум приходит лишь давняя трагедия с Як-40 в Шереметьево, когда погибли предприниматель Зия Бажаев и журналист Артем Боровик.

    А ЧП с вертолетами? Офтальмолог Святослав Федоров, губернаторы Александр Лебедь и Игорь Фархутдинов, гендиректор Западно-Сибирского металлургического комбината Анатолий Смолянинов с семьей... Список далеко не полный, особенно если вспомнить бизнесменов, последнее время активно осваивающих легкие винтокрылые машины, там число жертв идет на десятки.

    О гибели Святослава Федорова написано немало: и про его страстное увлечение авиацией, и про гибель в изношенной французской "газели". Менее известен такой факт: в его компании был не только один злополучный вертолет. Еще и самолет "Авиатика", а также гидросамолет. Оба попадали в ЧП. "Авиатика" разбилась в Подмосковье, были человеческие жертвы. Бился и гидросамолет, хотя там обошлось лишь травмами.

    Но все-таки самолет многими воспринимается лишь как комфортабельный экспресс: сел, устроился поудобнее, вышел в назначенном месте. А вот вертолет - это что-то вроде внедорожника. Любая остановка по требованию. Если захотелось что-то получше рассмотреть или полюбоваться пейзажами - да пожалуйста, пройдем хоть на бреющем...

    Формально на борту всегда один царь и бог - это командир воздушного судна. Никто не вправе его заставить отклониться от правил производства полетов. Но летчик, он ведь тоже всего лишь человек.

    Например, когда судили пилотов, разбившихся (но выживших) вместе с Лебедем, то на суде они прямым текстом говорили о том, что факт присутствия на борту высокопоставленного чиновника всегда оказывает влияние на экипаж. И если не он сам, то его свита почти всегда пытаются диктовать "правила полета".

    По словам экспертов, на ленте "черного ящика" сохранилась запись: Лебедь настаивал на взлете в нелетную погоду, но при этом с генеральской прямотой обещал взять на себя всю ответственность за полет. Вертолетчики говорят, что если бы губернатор выжил, то не дал бы экипаж в обиду.

    Лебедь погиб, и не смог сдержать обещание. Летчиков осудили.

    Кстати, губернатор Фархутдинов также лично приказал летчикам отклониться от маршрута. По одной из неофициальных версий: пассажиры захотели насладиться действительно эффектными видами местной природы: реку Паужетку, вулкан Алаид.

    Экипаж, конечно, имел полное право отказаться. Но не стал этого делать. Вертолет отклонился от курса (кстати, как и Ми-171 9 января на Алтае), снизился... Вместе с Фархутдиновым погибли 16 пассажиров и 3 члена экипажа.

    По словам экспертов по авиационной безопасности, в их среде уже негласно бытует термин: "летная невменяемость экипажа". Это когда угроза безопасности полета беспокоит летчика меньше, чем риск разочаровать VIP-пассажира.

    ...Впрочем, что на самом деле произошло в горах Алтая, узнаем после расшифровки "черных ящиков".

    VIP-трагедии

    2000 год: известный офтальмолог Святослав Федоров возвращался в Москву из Тамбова на собственном вертолете "Газель". За штурвалом находился сам, в салоне - еще 4 пассажира. Погибли все.

    2002 год: под Абаканом разбился вертолет Ми-8, погибли семеро, включая губернатора Красноярского края Александра Лебедя.

    2003 год: в Хакасии потерпел крушение вертолет Robinson-44, на котором летели гендиректор Западно-Сибирского металлургического комбината Анатолий Смолянинов и его супруга.

    2003 год: во время катастрофы Ми-8 по пути в Северо-Курильск погиб сахалинский губернатор Игорь Фархутдинов.

    2008 год: В Хабаровском крае разбился вертолет "Еврокоптер", за штурвалом которого в кресле второго пилота сидел директор самого крупного в Приморье производителя колбасных изделий "Ратимир" Александр Труш.

    Кто заплатит?

    В поисково-спасательной операции задействовали 11 самолетов и вертолетов, около 240 человек, большей частью - спасателей МЧС. Руководство Росаэронавигации отправило в район поиска Ту-134, специально оборудованный для проведения аэровизуальной съемки.

    Часть расходов на проведение спасательной операции несет МЧС (поисковые и спасательные работы), остальные (поднятие машины, работа экспертов) - собственник вертолета, компания "Газ промавиа".

    Поделиться