Вчера в подмосковной деревне был похоронен полномочный представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, погибший при крушении вертолета в горах Алтая.
В этот же день прошли панихиды еще по трем жертвам авиакатастрофы - сотруднику аппарата Госдумы Сергею Ливишину, председателю комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира республики Виктору Каймину и пилоту Владимиру Подопригоре.
Напомним, трагедия произошла 9 января в Кош-Агачском районе недалеко от Черной горы на высоте 2950 метров над уровнем моря. Из одиннадцати человек, находившихся на борту вертолета, только четверым удалось выжить. Трое - зампред правительства Республики Алтай, полномочный представитель республики в Москве Анатолий Банных, предприниматель из Москвы Борис Белинский и эксперт Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Николай Капранов - были доставлены в Первую градскую больницу Барнаула с травмами и обморожениями.
- Состояние москвичей тяжелое, но стабильное, - сообщил корреспонденту "РГ" главврач больницы Владимир Пелеганчук. - Анатолий Банных по-прежнему находится под наблюдением специалистов.
Больше всех повезло второму пилоту вертолета Максиму Колбину - 23-летний парень отделался легкими ушибами.
Пропавшую "вертушку" искали больше двух суток, и только 11 января наряд пограничников и добровольцев наткнулся на Максима Колбина, попытавшегося самостоятельно выйти к людям, чтобы вызвать помощь. По словам временно исполняющего обязанности начальника Сибирского регионального центра МЧС РФ генерал-майора Данияра Сафиуллина, руководившего спасательной операцией, наземная поисковая группа и авиационная почти одновременно вышли на вертолет.
Что же произошло? Зафрахтовав вертолет (аренда доходит до 1,5 миллиона рублей в сутки) и взяв с собой на борт в качестве экспертов охотоведа и опытнейшего пилота, московские гости отправились на охоту. Следствию еще предстоит выяснить, были ли у них разрешительные документы на отстрел горных козлов, сезон охоты на которых открыт до 15 января. Глава РА Александр Бердников уже официально заявил: "Никаких нарушений при фрахтовании вертолета и его оплате не было. Ни копейки из бюджета республики на полет мы не выделяли. У пассажиров имелись оплаченные в установленном порядке лицензии, а сроки охоты еще не закончены".
Вылетев утром 9 января из Бийска, вертолет совершил промежуточную посадку в Чемале. Следующим пунктом в полетном листе был указан Кош-Агач, но "вертушка" туда не добралась.
- Неожиданно заглох двигатель, и вертолет рухнул на землю, большинство погибло мгновенно, - сказал Анатолий Банных, когда его доставили в Барнаул.
Второй пилот Максим Колбин в объяснительной указал: "По моему мнению, катастрофа произошла из-за отказа двигателя. Я находился в момент падения в грузовой кабине, где и очнулся... Кто был после падения в фюзеляже, те и остались живы".
Выжившие соорудили из лыж и брезента палатку. Чтобы согреться, жгли все, что могло гореть. Максим Колбин сначала пытался выйти на связь по рации, а затем вместе с Банных выложил из подручных средств сигнальные знаки на снегу, но из пролетавших вертолетов их не заметили. Тогда второй пилот решил дойти вниз по реке Каланегир до ближайшего населенного пункта или погранзаставы.
- Следствие рассматривает четыре версии авиакатастрофы: неблагоприятные погодные условия, неисправность воздушного судна, ошибка пилота и некачественное топливо, - говорит референт Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Татьяна Дубенюк. - Топливо из разбившегося вертолета отправлено на экспертизу.
Правда, точная причина произошедшего будет озвучена еще не скоро. Специалисты комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) обещают это сделать после расшифровки бортовых самописцев.