Россиянам, уже привыкшим Новый год встречать под пальмами на Красном море или рядом с Эйфелевой башней в Париже, каникулы подпортил финансовый кризис. То, что в этом году спрос на путевки на заграничные курорты резко упал, подтверждают все туроператоры. Больше всего пострадали покупатели недорогих туров.
После безумного лета, когда все массовые направления провалились, а турфирмы были вынуждены демпинговать, операторы очень надеялись отыграться на новогодних каникулах. К декабрю зимние туры подорожали в среднем на 30 процентов. Похоже, последнее обстоятельство только укрепило желание наших соотечественников провести новогодний уикенд дома перед телевизором. Так, спрос на путевки в Египет упал на 20 процентов. Настоящим разочарованием для туроператоров стали все дальние направления. Таиланд, Индонезия, Малайзия, для которых Новый год традиционно пиковая дата, на этот раз продавались плохо. В отличие от зим предыдущих двух лет, когда огромный спрос заставлял туркомпании организовывать небывалое количество чартеров, в нынешнем зимнем сезоне, так и не дождавшись наплыва клиентов, многие компании были вынуждены торговать себе в убыток. Например, недельный тур в Таиланд можно было приобрести почти даром - за 300-500 долларов (обычно 1500-2000 долларов). И это при том, что только стоимость авиаперелета в те края не менее 800 долларов.
Кризис сказался даже на горнолыжниках. Принято считать, что эти туристы - одни из самых постоянных. Фанаты заснеженных склонов могут изменить стране или курорту, но только не своему увлечению. "Горнолыжники действительно поехали, однако изменилась структура этого сегмента рынка. Вырос спрос на более дешевые отели и практически не продавались "пять звезд", - говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
Это подтверждает и пресс-секретарь компании "Интурист" Юлия Крылова. По ее словам, в новогодние праздники большинство горнолыжников отдали предпочтение Болгарии, более экономичной по сравнению, например, с Австрией. Из экскурсионных направлений лучше всего продавалась Чехия, которая также заметно дешевле других европейских стран.
Сейчас главный вопрос: чтобы заинтересовать туристов, будут ли операторы и дальше снижать цены? По словам первого вице-президента Ассоциации туроператоров России Владимира Канторовича, это зависит как минимум от двух обстоятельств. Во-первых: как будут меняться расценки отелей и авиакомпаний. Что касается хотельеров, то их прайс-лист пока остался без изменений. Однако если поток туристов сократится, отелям все-таки придется пойти на уступки, заменив качество количеством. Авиакомпании также никаких распродаж авиабилетов пока не объявляли. Хотя последние охотнее идут на уступки для пассажиров в виде периодически проводимых разовых акций. И во-вторых: продолжится ли ослабление рубля по отношению к доллару и евро. Определенная ясность появится ближе к апрелю, когда для туроператоров закончится низкий сезон, наступающий после новогодних праздников.