В 2009 году доходы регионов резко упадут

Текущая нестабильность на финансовых рынках, снижение цен на сырьевые товары на международных рынках и ожидаемое замедление экономического развития окажут негативное воздействие на бюджетные показатели российских регионов. Fitch ожидает сокращения профицитов бюджетов, снижения капитальных расходов и увеличения нерыночного долга. В то же время негативные потрясения будут менее резкими, чем в других секторах экономики, и, несмотря на в целом отрицательные тенденции на финансовых рынках и замедление экономического развития, общий прогноз Fitch по кредитоспособности рейтингуемых российских субнациональных образований остается стабильным. Прогнозируемое снижение налоговых доходов и ограниченный доступ к внешнему финансированию будут компенсированы за счет низкой долговой нагрузки региональных бюджетов, существенной подушки ликвидности у более сильных регионов с высокой бюджетной обеспеченностью и ожидаемого увеличения финансовой поддержки из федерального бюджета для более слабых регионов. В то же время более длительная, чем ожидается, стагнация экономики может привести к негативным рейтинговым действиям после 2009 года.

В течение 9 месяцев 2008 года российские регионы демонстрировали хорошие бюджетные показатели: на 1 октября большинство имели профицит перед движением долга и накопили существенные резервы денежных средств. Профицит субнациональных бюджетов составлял 655 млрд руб., или 14 процентов всех доходов, а денежные резервы выросли на 414 млрд руб.

В IV квартале 2008 года ситуация резко изменилась, и 2009 год станет сложным для регионов в плане негативного давления на доходы. Отрицательное влияние на налоговые доходы окажет ожидаемое замедление экономики при росте ВВП в 2009 году по прогнозам минэкономразвития приблизительно в 3 процента относительно предыдущего года (в 2007 году: 8,1 процента). Снижение прибыли компаний приведет к сокращению базы налога на прибыль, а уменьшение зарплат в стагнирующих секторах экономики окажет негативное давление на НДФЛ. Эти два налога играют важную роль в региональных бюджетах: 26 процентов (НДФЛ) и 31 процент (налог на прибыль) суммарных доходов. В то же время поступления от налога на прибыль неравномерно распределены между регионами, и медианный показатель его доли в доходах составляет лишь 16 процентов. Только 17 регионов (из 83) получают свыше 30 процентов всех бюджетных доходов от налога на прибыль, и именно они столкнутся с резким негативным шоком в результате снижения от его поступлений. В то же время большинство из них являются высокоразвитыми и ориентированными на сырьевую промышленность. Они аккумулировали существенные запасы денежных средств в течение предыдущего благоприятного периода и будут использовать этот запас, чтобы сгладить негативный шок в 2009 году.

Поступления от НДФЛ, следующего крупнейшего источника доходов, также будут ограниченными из-за ожидаемого увеличения безработицы и сокращения роста зарплат. Но в целом НДФЛ может показать положительную динамику ввиду инфляционного давления и ожидаемого повышения заработной платы в госсекторе.

В текущих условиях менее развитые регионы с высокой зависимостью от федеральных трансфертов будут более устойчивыми к резким негативным изменениям в области доходов. В 2008 году около 30 российских регионов получали свыше 40 процентов всех доходов в форме различных трансфертов из федерального бюджета, и их значимость будет увеличиваться из-за стагнации налоговых доходов.

Fitch ожидает, что сокращение поступлений в бюджеты субнациональных образований от налога на прибыль организаций будет компенсировано увеличением других налоговых доходов в результате инфляции, поэтому в 2009 году они, вероятно, останутся близкими к результатам за 2008 год в абсолютном выражении. Растущая роль трансфертов будет поддерживать доходы регионов с низким уровнем самофинансирования. Общее давление на доходы вынудит регионы увеличить контроль над расходами. Fitch ожидает, что большинство российских регионов сократят инвестиционные программы, в особенности там, где они финансируются за счет собственных доходов. В то же время доступ к финансовым рынкам останется очень ограниченным, особенно для регионов с короткой кредитной историей. В такой ситуации роль поддержки из федерального бюджета увеличится. Регионы продолжат получать капитальные трансферты.

Общая долговая нагрузка субъектов Федерации является относительно невысокой при прямой задолженности, в сумме составлявшей на 1 октября 2008 года 400 млрд руб., или менее 10 процентов ожидаемых текущих доходов за полный 2008 год. В то же время недостаточность финансовых ресурсов создаст некоторые проблемы с рефинансированием. По состоянию на 1 октября субнациональные образования аккумулировали краткосрочные банковские кредиты на сумму 125 млрд руб. В оставшиеся недели 2008 года и в 2009 году этим образованиям предстоит погасить выпуски облигаций на сумму около 55 млрд руб. Таким образом, краткосрочные потребности в рефинансировании в результате составляют 180 млрд руб., или менее 4 процентов ожидаемых доходов регионов за полный 2009 год, что не является критичным для бюджетов.

В соответствии с предлагаемыми изменениями в области бюджетного регулирования срок, на который будут предоставляться кредиты из федерального бюджета, будет выходить за пределы текущего финансового года. Данное изменение обеспечит доступ к ликвидности для регионов с краткосрочными потребностями в рефинансировании. Доля бюджетных кредитов в составе совокупного прямого риска регионов была равна 10 процентам в 2008 году и увеличится в 2009 году.

Объем рынка внутренних облигаций субъектов РФ вырос до 272,3 млрд руб. (7,9 млрд евро) к ноябрю 2008 года по сравнению с 220,6 млрд руб. (6,1 млрд евро) на конец 2007 года. В относительном выражении его размер остался практически неизменным и составил около 9 процентов от общего объема российского рынка облигаций (включая облигации частного сектора и федерального правительства). Запрет на выпуск облигаций в иностранной валюте продолжает действовать в отношении большинства регионов и муниципалий. Единственным исключением является Москва. Несмотря на рост в абсолютном выражении, количество участников рынка сократилось до 51 в ноябре 2008 года по сравнению с 57 на конец 2007 года. Стоимость заимствований также резко увеличилась к концу года. Средняя доходность облигаций субъектов Федерации повысилась до 14 процентов в ноябре 2008 года по сравнению с приблизительно 7 процентами в 2006-2007 годах, что завершило длительный период относительно невысоких процентных ставок. Еще одна характерная черта этих 2,5 лет на рынке субфедеральных облигаций как небольшой спрэд доходности между эмитентами также ушла в прошлое. К ноябрю спрэд увеличился: доходность по облигациям города Москвы составила 9,52 процента, в то время как доходность по облигациям Московской области была равна 14,57 процента, т.е. почти вдвое превысила доходность по облигациям города.