Минэкономразвития попытался защитить предпринимателей от московских налоговиков

Министерство экономического развития предприняло слабую попытку защитить налогоплательщиков от необоснованных требований московских налоговиков. Дело в том, что согласно обращениям граждан в минэкономразвития, теперь для получения свидетельства о госрегистрации нужно не только предоставить справки, обязательные по законодательству, но и документы, подтверждающие право пользования помещением, которое указывается в качестве места нахождения юрлица. Более того, московские налоговики не ленятся приехать или позвонить по указанному в документе адресу. Предприниматели сомневаются в законности подобных методов. И не рассчитывая, по-видимому, найти понимание в вышестоящих органах ФНС, решили обратиться в минэкономразвития. Замминистра минэкономразвития Анна Попова направила в ФНС запрос с просьбой разобраться в ситуации.

У ФНС своя правда. Налоговики в письме от 12 декабря прошлого года сообщили, что "в последнее время в ФНС поступает немалое количество обращений правоохранительных органов, органов госвласти... об отсутствии фактического нахождения интересующих организаций по заявленному адресу". По мнению ФНС, значительное количество захватов предприятий (имущественных комплексов) осуществляется с использованием таких организаций.

Есть и еще одна проблема. В ФНС участились обращения государственных заказчиков по фактам исчезновения победителей конкурсов на поставку товаров и услуг по государственным заказам после перечисления авансовых платежей, говорится в ответе налоговиков.

В заключении ФНС отмечает, что готова рассмотреть при представлении минэкономразвития каждый конкретный случай предположительно неправомерного отказа в госрегистрации, вынесенного налоговым органом по этому основанию.

Эксперты по-разному оценивают эту ситуацию. Практика, когда территориальные органы ФНС при регистрации требуют документы, подтверждающие право пользования помещением, указанным в качестве места нахождения юридического лица в его учредительных документах, не нова. Равно как и "проверки" нахождения юридического лица по адресу, указанному в предоставленных на регистрацию документах. Такие запросы документов и проверки адресов уже не первый год проводятся и в Москве, и в регионах, говорит Ирина Мирошниченко из "Бейкер Тилли Русаудит".

Вероятно, обращение граждан с таким вопросом в министерство экономического развития связано с тем, что в отношении государственной регистрации юридических лиц ФНС выполняет одновременно и функцию регистрирующего органа и органа налогового контроля. И реакция ФНС на такое обращение была вполне очевидной.

По мнению эксперта, действия ФНС по запросу дополнительных документов при государственной регистрации нельзя квалифицировать как однозначно неправомерные. Дело в том, что да, с одной стороны, требуя документы, подтверждающие право пользования помещением, указанным в качестве места нахождения юридического лица в его учредительных документах, ФНС налагает дополнительные требования на регистрирующихся лиц, так как предоставление такого документа не предусмотрено статьей 12 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

С другой стороны, ФНС одновременно является еще и органом налогового контроля и необходимо выполнять возложенные на нее контрольные функции. В частности, существует статья 14.25 "Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" КоАП, в соответствии с которой "представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения" влечет наложение административного штрафа на должностных лиц. И здесь можно говорить о наложении на должностных лиц ФНС функций двух органов - регистрирующего и налогового (контрольного), а также об отсутствии прописанного механизма контроля за достоверностью предоставляемых при регистрации сведений.

По мнению Ирины Мирошниченко, если регистрируется заведомо добросовестное юридическое лицо, то предоставление такого документа не должно создать для него проблему, а если при этом ФНС не нарушены установленные сроки регистрации, то ничьи права неущемлены.

Что касается проверок нахождения юридического лица (его исполнительного органа) по адресу, указанному в предоставленных на регистрацию документах, то это связано с прямой обязанностью юридических лиц, при изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (п. 5. ст. 5 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") подавать сведения в регистрирующий орган (ФНС). И за невыполнение этой обязанности предусмотрена санкция в размере пяти тысяч рублей в соответствии со статьей 14.25 КоАП.

Совершенно иначе считает управляющий партнер компании Tax Group Дмитрий Путилин. "Позиция ФНС не основана на законе. В законе о регистрации юридических лиц перечень предоставляемых документов строго ограничен и этот перечень является закрытым. Истребование договоров аренды - чистейший произвол со стороны ФНС, как говорится, по г-ну Мокрецову Генеральная прокуратура плачет (а не минэкономразвития). Если предприниматель, получив отказ в регистрации в связи с непредставлением договора аренды, пойдет в арбитраж, он выиграет с вероятностью 100 процентов".

"ФНС преследует фискальные цели, а минэкономразвития заинтересован в развитии экономики и снижении кризисных явлений в экономике. Очевидно, что цели этих двух ведомств во многом противоположные. Предпринимателям, безусловно, выгодна позиция минэкономразвития, вот и пытаются через это ведомство несколько надавить на ФНС по вопросу незаконных барьеров при регистрации новых компаний", - отметил эксперт. "Ответ ФНС - это обычная отписка чиновников, которых не слишком заботит законность собственных действий", - резюмирует он.