20.01.2009 02:00
    Поделиться

    Индекс потребительской уверенности россиян упал до уровня 2000 года

    Индекс потребительской уверенности россиян упал до уровня 2000 года. Результаты обследований, проведенных Росстатом в IV квартале 2008 г., свидетельствуют о резком снижении уровня потребительской уверенности населения России. Этот показатель, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в последние месяцы минувшего года упал до -20%, снизившись по сравнению с предшествующим кварталом на 21, а по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. - на 15 процентных пунктов. Напомним, что индекс рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти показателей: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок. Негативная динамика характерна для всех пяти исходных индексов. В частности, индекс произошедших изменений в экономике страны составил -30 против +2 в IV квартале 2007 года. Почти четверть опрошенных ожидают ухудшения своего материального положения, а каждый третий считает, что оно уже произошло в течение последних 12 месяцев. Наконец, негативна динамика индекса благоприятности условий для крупных покупок, этот показатель достиг уровня -26%.

    Эти данные говорят о начавшемся снижении потребительской активности и сжатии потребительского спроса. Российских производителей, таким образом, ожидает устойчивое снижение продаж не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Сокращение спроса на недвижимость и на автомобили в частности вряд ли ограничится одним кварталом, но с большей долей вероятности сохранится в течение всего года. Соответственно уменьшится спрос и на металл, и на стройматериалы, и на грузоперевозки. Сложнее объяснить, что при этом будет происходить с ценами.

    Динамика российского индекса в целом соответствует той картине, которая на конец года сложилась, например, в странах ЕС. Данные для такого сравнения любезно опубликованы Росстатом со ссылкой на соответствующие источники. То есть российский потребитель адекватно реагирует на начавшийся экономический кризис.

    На прошлой неделе был опубликован блок статистических данных по экономике США, свидетельствующих о продолжении кризисных явлений. В декабре промпроизводство упало на 2%, а уровень загрузки производственных мощностей опустился до 73,6%. Стоимость жизни в США стала на 0,7 процента ниже относительно декабря 2007 года. Таких показателей в американской экономике не регистрировалось с 1954 года.

    На нынешний год согласно консенсус-прогнозу экспертов Блумберга в США ожидается снижение цен на 0,9%, в то время как за 2008 год цены упали на 0,1% после повышения на 4,1% в 2007 гду. Таким образом, в нынешнем году экономику США, скорее всего, ожидает дефляция. Как правило, она ведет к углублению рецессии и увеличению ее продолжительности.

    Но на этом соответствие и заканчивается. В большинстве развитых стран сокращение потребительского спроса - главная головная боль государственных ведомств, ответственных за антикризисную политику. И по влиянию на уровень совокупного спроса потребителей оценивается эффективность принимаемых мер. Как, например, в Германии, где на прошлой неделе начались дебаты по предложенной правительством программе антикризисных мер в объеме 50 млрд евро. А российская антикризисная политика поставила по главу угла не потребительский спрос и не поддержку тех или иных рынков, а поддержку конкретных производителей, в первую очередь субъектов крупного бизнеса. Именно им адресована программа поддержки в размере 325 млрд руб., которые, как следует из заявления Алексея Кудрина, уже начала реализовываться на минувшей неделе.

    Кстати

    Разный подход дает и разные результаты, не только на макро-, но и на микроуровне. В США, к примеру, выживают сегодня компании, способные снизить цену на свою продукцию и услуги, а в нашей стране - те, кто сумел получить господдержку. В последней, кстати, теперь нуждается даже "Газпром", претендующий на компенсацию потерь от газового конфликта с Украиной в форме снижения экспортных пошлин.

    Если в западных странах нынешний кризис сопровождается падением темпов роста цен, то в России - высокой инфляцией. Из чего следует, что Россия не подцепит американский вирус дефляции, зато уверенно движется к стагфляции. Для нее характерно сочетание низких или даже отрицательных темпов роста производства и ВВП с продолжающимся существенным ростом цен. При этом падающий курс рубля выступает надежной защитой от влияния на наш потребительский рынок тенденций падения цен - в том числе на продовольствие, автомобили и недвижимость. На две последние группы товаров цены вновь стали устанавливаться в условных единицах, а не в российских рублях. Из чего совсем не следует, что сами российские цены отражают тот их уровень, который сегодня складывается в США или Западной Европе.

    Индекс потребительской активности

    Поделиться