20.01.2009 04:00
    Поделиться

    Владимирские муниципалитеты не торопятся брать трассы на баланс

    Помните пассаж классика: "В какую хочешь сторону скачи - не доскачешь"? К Селивановскому району, глубинке Владимирской области, это не относится. Наоборот, его положение весьма выгодно - между двумя федеральными автотрассами. Да и внутрипоселенческих дорог здесь хватает - 280 километров.

    Когда подарок не радует

    Не так давно район получил в собственность еще более 155 километров трасс. Однако местный глава Сергей Лебедев такому "подарку" радоваться не спешит:

    - Их передали волевым решением. Дескать, чем вам еще заниматься, если не дорогами. А это для нас - финансовая удавка. Бюджет формируется по среднедушевому нормативу - 9 тысяч на каждого жителя. Население небольшое - 19800 человек. Чтобы содержать дороги в нормальном состоянии, требуется около 80 миллионов рублей, а выделялись от 15 до 20.

    Еще в 2005 году область передала муниципалитетам 2800 километров дорог общего пользования. Но особой благодарности в ответ не почувствовала. Часть дорог до сих пор не взята на баланс. По признанию директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Александра Романенко, состояние многих ухудшилось.

    Как следует из многочисленных жалоб в департамент, бесхозность дорог больно ударила по сельскому населению Судогодского, Камешковского и даже расположенного в полутора часах от столицы Александровского района. А жители деревень Бабарино, Бураково и Фомиха, что в Суздальском районе, и вовсе оказались отрезанными от большой земли рекой Нерль.

    Финансирование муниципального дорожного хозяйства растет. Если в 2005 году на переданную сеть из областного бюджета было выделено 100 миллионов, то в 2007-м - 350. При этом расчет ведется исходя из километров, которые числятся, но до сих пор не на балансе.

    На слушаниях в заксобрании на тему "Дорожное хозяйство Владимирской области" депутаты призвали глав муниципальных образований провести, наконец, инвентаризацию собственного дорожного имущества. По их мнению, выделяемые дотации должны быть обратно пропорциональны количеству бесхозных дорог.

    - Если трассы не стоят на балансе, деньги на них тратить нельзя. Это будет нецелевым использованием средств, что чревато уголовным делом, - предупредил директор департамента ЖКХ Виктор Шершнев.

    - Новый закон позволяет вернуть в областную собственность часть переданных дорог, на которых организовано автомобильное движение, - заметил директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Александр Романенко. - Отбирать их у муниципалитетов будут по решению суда.
    Местные власти потерь, похоже, не испугались.

    - Региону интересны дороги с интенсивным движением, а у нас их нет и вряд ли появятся, - говорит селивановский глава Сергей Лебедев.

    На обочине

    Общая протяженность автодорог области - более двух тысяч километров. Только половина из них соответствует нормативам. Власти уточняют: 99 процентов проблем относятся не к региональным трассам, а к муниципальным.

    Правда, как выясняется, и на один процент забот хватает. Износ "больших" дорог существенно опережает темпы ремонта. Можно довести их до нормативного состояния, если в течение пяти лет ежегодно вкладывать около 4 миллиардов рублей и таким образом ремонтировать по 520 километров. При этом в плане на 2009 год - 55 километров, всего 10 процентов!

    Дорога на Ивонино - яма на яме. Проехав два километра из пяти, корреспонденты "РГ" сочли за благо повернуть обратно

    С учетом того, что срок службы асфальтового покрытия после ремонта - 8 лет, дороги станут еще хуже. Чтобы переломить эту тенденция, надо регулярно тратить на ремонт 23 процента консолидированного бюджета области. Пока это, конечно, не под силу. Тем не менее в планах выйти на финансирование "по потребностям" к 2015 году.

    Что же будет с остальными 99 процентами, то есть муниципальными дорогами? Площадь улично-дорожной сети - почти 62 миллиона квадратных метров, из которых более 26 миллионов - сельские трассы. По оптимистическому прогнозу Виктора Шершнева, если разработать и выполнять качественную муниципальную программу, то к 2030 году можно выйти на нормативно-плановый ремонт.

    Впрочем, есть и другой вариант развития - мягко говоря, консервативный. Согласно ему, миллион квадратных метров внутрипоселенческих дорог, подведомственных коммунальщикам, будет приведен в порядок в 2011-м. При таких темпах потребуется… более 60 лет. Выходит, даже сохранить существующую "дорожную одежду" в сельских населенных пунктах и между ними вряд ли удастся.

    До недавнего времени область дотировала дорожную сеть городских поселений и округов на 50 процентов, а сельских населенных пунктов - на 70. Чтобы заинтересовать муниципальных чиновников в принятии на баланс бесхозных дорог, им с 2009 года обещали поднять субсидии до 85 процентов.

    Ремонт километра дороги, по данным Сергея Лебедева, стоит 4 миллиона рублей, а строительство - 15. Он не скрывает, что в первую очередь направит дорожные деньги в два крупнейших населенных пункта района - поселки Красная Горбатка и Новлянка. Ведь есть такое понятие, как коэффициент использования бюджетных средств, по которому определяется эффективность работы местной власти.

    Это значит, что второстепенные трассы, требующие серьезных вложений, станут деградировать. Живой пример этого набирающего темпы процесса - дорога на деревню Ивонино, по которой довелось проехать и корреспондентам "РГ". Рассказывают, что еще два года назад на ней был хороший асфальт. А теперь - яма на яме, и чем дальше - тем хуже. Проехав два километра из пяти, мы, во избежание поломок машины, решаем повернуть обратно, так и не добравшись до пункта назначения.

    - Два раза в неделю в Ивонино приезжает автолавка, автобус возит учеников в школу, но по такой дороге его надолго не хватит, - говорит наш попутчик, начальник райсельхозуправления Виктор Дегтев. - Лесовозы ее разбили, латать нечего - нужен капремонт. Потребуется 20 миллионов, но их никто не даст, ведь в деревне проживает всего 21 человек. Придется переходить на щебеночное покрытие.

    Путь в никуда

    Виктор Дегтев - в прошлом директор СПК "Губино". Восемнадцать лет назад хозяйство под его руководством построило на свои средства 12-километровую асфальтированную трассу. Она соединила центральную усадьбу Губино с селом Никулино, "охватив" большие деревни Иваньково и Савино. Строили ее быстро и, судя по сегодняшнему состоянию, качественно. Когда дорога подошла к Никулино, ее решили по селу не пускать, а завернули вправо, в сторону кладбища. Дескать, пусть люди хоть сюда по-человечески проедут. И вот теперь путь, упершийся в погост, - словно символ всех сельских дорог района.
    Правда, есть и живые ростки. В позапрошлом году СПК "Мир" построил двухкилометровую дорогу. Но это - исключение.

    - Прежде каждую зиму, когда заканчивались сельхозработы, в районе собирали технику со всех хозяйств, создавали сводные отряды, каждому давалось задание, - рассказывает Виктор Дегтев. - Был у нас в районе и свой щебеночный завод.

    Возможно ли сегодня сделать дорожное хозяйство реальным сектором экономики?

    - Требуются техника, рабочие руки, материалы. А у нас хорошего грейдериста днем с огнем не найдешь, - рассуждает Сергей Лебедев. - Нужно создавать специальную структуру, а это - дополнительные бюджетные затраты. Нам говорят: вводите налог самообложения и на собранные деньги ремонтируйте деревенские дороги. При уровне доходов нашего населения - это путь в никуда. В этом году начали ремонт небольших участков, но такими темпами далеко не уедем. В свое время была система, которая реально работала: Автодор, дорожный фонд… А теперь - кто в лес, кто по дрова. Возможности у всех разные...

    Переживая за "свою" дорогу, районный начальник Дегтев сожалеет, что она не частная. В весеннюю распутицу, когда с селян требуют пропуска, иногородние лесовозы спокойно едут по ней, когда и куда хотят. А ведь если разобьют, как дорогу на Ивонино, ремонтировать никто не приедет. К сожалению, юридической возможности сделать трассу платной нет. Хотя о таком радикальном варианте спасения дорог в глубинке задумываются все чаще.
     

    Поделиться