Шумные пикеты в знак протеста против повышения пошлин на ввоз подержанных импортных авто, рост цен на автомобили "с конвейера", протесты автоторговцев по тому и другому поводу до сих пор не дают взглянуть на изменение тарифной политики на рынке автомобилестроения под иным углом - с позиции государства.
- Все без исключения правительства развитых стран осуществляют массированную поддержку национального производителя, - говорит президент Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК "Союзагромаш" Константин Бабкин. - Наконец-то и мы получили первый положительный сигнал в виде повышения ввозных таможенных пошлин на зерноуборочные комбайны.
В середине декабря на "Ростсельмаше" состоялось совещание по вопросам оздоровления ситуации в сельскохозяйственном машиностроении под председательством премьер-министра Владимира Путина. А накануне 150 руководителей сельхозмашиностроительных и аграрных предприятий сформулировали комплекс мер для преодоления последствий кризиса и устойчивого развития отрасли. Положение отрасли и впрямь незавидное. Сегодня выпускается 14 тысяч тракторов в год, а когда-то производилось 700 тысяч.
По оценкам "Союзагромаша", в 2009 году рынок сельхозтехники в России упадет наполовину - до уровня 2006 года. В декабре на складах скопилось нереализованной продукции на сумму более 12 миллиардов рублей. Остатки достигли критической величины в 25-50 процентов от годового выпуска. В этих условиях заводы вынуждены пересматривать производственные планы, переходить на сокращенную неделю, готовиться к увольнениям.
Это тем более досадно, что, по мнению специалистов, некоторые российские компании совершили в последнее время настоящий прорыв, лучшая их продукция стала конкурентоспособной по сравнению с комбайнами ведущих западных фирм. Это убедительно продемонстрировала и первая международная выставка "Агросалон", состоявшаяся в Москве, где новейшие российские модели предлагались покупателям в двух вариантах комплектации - отечественной и импортной. И потребитель признал: впервые за многие годы у него появился серьезный выбор. Почему же такая техника сама не бежит к покупателю? Не умеем себя подать, завоевать рынок, да что там - элементарно торговать.
Увеличение ввозных пошлин на зарубежную сельхозтехнику, бесспорно, укрепит позиции отрасли. Тем более что с 2009 года - такое решение сейчас готовится в правительстве - намечено также субсидировать сельхозпроизводителям процентные ставки по кредитам на приобретение техники исключительно российского производства и обязать субъекты Федерации прекратить закупки иностранной сельхозтехники за счет бюджетных средств. Более того, решено увеличить уставный капитал "Росагролизинга" на 25 миллиардов рублей для закупки отечественной техники, скопившейся на складах.
Еще больше, с 5 до до 15 процентов, увеличатся ставки импортных пошлин по видам сельхозтехники, аналоги которой выпускаются российскими компаниями. Кроме того, решено компенсировать организациям сельхозмашиностроения с 1 января 2009 года часть ставки рефинансирования за счет федерального бюджета по кредитам, полученным на техническое перевооружение. Кроме того, еще ряд мер будет отрабатываться в этом году. Они из области финансовых механизмов поддержки экспорта сельхозтехники, таких как экспортное кредитование, страхование и государственные гарантии.
Сейчас только в сельскохозяйственном машиностроении занято 100 тысяч человек, не считая смежников. В этом году для них выстраивается полноценная антикризисная перспектива.