Накануне каждых выборов вот уже лет десять жители курской деревни Таракановка коварно обращаются ко всем партийным лидерам: уважаемый Борис Вячеславович (Сергей Михайлович, Владимир Вольфович, Геннадий Андреевич)! Люди верят вашей партии и вам лично...
За годы переписка таракановцев с властью распухла, как от ангины. Судьба Таракановки тоже традиционна. Она - одна из тех десятков тысяч российских деревень, которые могут умереть, а могут выжить. Цена вопроса - полтора километра дороги.
Эх, дороги...
- Господи, ну почему Таракановка! Почему не Гадюкино какое-нибудь? - с тоской взглянул на меня чиновник в одном из коридоров курской областной власти.
С маленькими деревнями, затерявшимися среди лесов и полей, местному должностному лицу постоянно приходится держать ухо востро.
Сказывают, что только в этом году властям пришлось реагировать на коллективное обращение жителей села Мансурово. А как не отреагируешь, если у них аргумент, что дамоклов меч: здесь родились папа и дедушка нынешнего президента России Дмитрия Медведева.
Таракановке такую карту крыть, конечно, нечем. Деревня, в которой еще лет тридцать назад было многолюдно, медленно умирает, всего чуть больше тридцати стариков доживают здесь свой век. Правда, и хотят они совсем немного. Просят отсыпать кварцитом, которого в области много, хотя бы полтора километра до соседнего села Ратманово. Ведь без дороги живут они, как на забытом острове. Даже свежий хлеб появляется здесь раз в неделю сугубо усилиями православного батюшки и на его же "уазике". Обычная техника здесь не годится.
- До Таракановки могу вас доставить на тракторе, - задумался глава Пальцевского сельсовета Николай Тюлюканов.
Мы выехали на старенькой "Ниве" местного охотника Сергея Тишина. С неба капало, разжижая и без того зыбкий грунт. Поля озимых по обеим сторонам дороги были изрезаны глубокими черными шрамами: сразу было видно, где внедорожники разворачивало боком, швыряя на поле.
Лишь к Таракановке поля сменились лесом. Прямо с дороги здесь еще можно разглядеть полуосыпавшиеся окопы. Во время Великой Отечественной вокруг шли жестокие бои и деревня дважды переходила из рук в руки.
Без козырей
- Новый дом негде было строить, так густо дома стояли! Вот тут, и тут, и там три! - взмахнула рукой местная старожилка Мария Новикова. Едва заслышав, что из Москвы приехал корреспондент, таракановцы высыпали на улицу. Ветеран Великой Отечественной войны, участник Курской битвы Василий Сибилев надел по такому случаю пиджак с боевыми наградами. А Евдокия Перхвилова робко принесла две свои медали, завернутые в целлофановый пакетик.
Когда возникла деревня и отчего получила свое название, теперь не знают даже старики. Но жизнь когда-то била здесь ключом. Мужики работали в Колпинском леспромхозе и на пилораме, что славилась на весь район производством удивительных саней и повозок. Сейчас уже и не услышишь таких названий: "козыри" - это сани-люкс, с шикарными сиденьями. А "линейка" - повозка с крыльями по бокам, чтобы оберегать пассажиров от летящей с дороги грязи.
Уже из самого характера производства вроде бы следует, что в эпоху гужевого транспорта Таракановка вовсе не была отрезана от мира. Да так оно и было. Работал колхоз, который в положенное время стал совхозом. Но брал потихоньку свое технический прогресс: по мере того как лошадь заменял автомобиль, Таракановка превращалась в остров посреди бушующего бездорожья.
Остальное доделала экономическая реформа 1990-х. Изничтожив в деревне под корень всю экономику, она вымела отсюда и молодых.
С тех пор много лет пожилые таракановцы живут в состоянии переписки с властью. Все тяжелее им каждый год без дороги. Хотя, казалось бы, многое они освоили, подобно робинзонам. Бывшая колхозница Нина Новикова научилась ставить подружкам уколы.
Что при каких хворях колоть, бабушки решают сами. Ходить к врачу за много километров им уже непросто.
Резоном по надежде
Совсем бесследно обращения по инстанциям не канули. Трудно сказать, какая капля оказалась последней, но в мае нынешнего года областные власти торжественно открыли в Таракановке новую водонапорную станцию.
Что же касается собственно дороги, то все обращения, едва достигнув столицы, неизменно возвращались вниз с припиской: "Направляем вам для решения проблемы". Из Москвы - в Курск, из Курска - в район. Ведь строительство межпоселковых дорог находится в компетенции местной власти.
- Но на то, что нам выделило правительство области, мы в этом году смогли отремонтировать только шестнадцать километров дорог, - заверил меня
глава Михайловского муниципального района Виктор Петров.
Разговор в правительстве Курской области оказался и того короче.
- А вы знаете, что область дотационная? - строго спросил меня заместитель председателя правительства Игорь Пахомов.
Раздражение как не понять. Как раз модернизации и строительству дорог в Курской области уделяется повышенное внимание. Ежегодно на это тратится до 15 процентов областного бюджета.
А таких дремучих и бездорожных населенных пунктов в Курской области больше тысячи. Точнее, 1105. Полный перечень не связанных дорогами сел недавно составили в областном комитете строительства и эксплуатации дорог - аккурат под принятие Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России" 2010-2015 года.
В комитете и не скрывают: в первую очередь будут тянуть дороги к самым многолюдным и перспективным селам. До остальных доберутся нескоро.
- То есть когда мы помрем, - с прямотой ветерана неизменно уточняет 82-летний таракановец Василий Сибилев. Навязанные "противником" условия боя старый солдат не принять не может. Недавно, надев ордена, он снова ринулся в атаку. Добившись приема у Уполномоченного по правам человека в Курской области Николая Ефремова, он выложил ему на стол следующую справку: "...дана Сибилеву Василию Яковлевичу, участнику Великой Отечественной войны и Курской битвы, в том, что в настоящее время в деревне Таракановка отсутствуют магазин, медпункт, радио, телефонная связь, автобусное сообщение, проселочные грунтовые дороги".
Инициатива доказуема
А в прошлом году селяне сами начали строить себе дорогу.
"Пионеров" этого движения - Владимира Ларченкова и Александра Шалдунова - я нашла в соседнем Железногорске. В Железногорском районе, где работает горно-обогатительный комбинат, осели очень многие бывшие таракановцы.
- Мы-то осели, а родители там остались. Случись с ними что, даже доехать невозможно, - вздохнул Владимир Ларченков, который работает водителем на заводе по ремонту горного оборудования.
Делились своими скромными сбережениями на общее дело даже старики. Все вместе собрали 30 тысяч рублей. Хватило на покупку почти 160 тонн кварцита и на оплату водителям большегрузных автомобилей.
Оказалось, что нужно еще примерно раз семь по столько же. Если на глазок. А для многих это уже деньги неподъемные.
- Ну неужели ж они думают, что так можно строить дороги, - в ответ вздыхали в областном дорожном комитете. - То, что они насыпали, уже в следующем году засосет чернозем. Не о таких деньгах вовсе речь идет при строительстве дорог.
...А, к слову, о каких? Сколько стоит построить километр дороги? Этот вопрос я поочередно задавала разным должностным лицам.
- Девятьсот тысяч рублей без асфальтового покрытия, - отчеканил глава Дмитриевского муниципального района Виктор Петров.
- Два миллиона, - сказал начальник комитета строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области Александр Полин.
- Тридцать миллионов, - справился с нормативами один из его замов.
Не журналисту, конечно, ловить таких спецов на разночтениях. Тем более что дороги, как оказалось, бывают разных категорий. И строить их можно с применением совершенно разных технологий и материалов. Так вот: жители Таракановки просят отсыпать самую примитивную дорогу. Без асфальтового покрытия. Хотя бы полтора километра до Ратманово (официально оно - в соседнем районе), если уж далеко и дорого соединять деревню со "своим" райцентром. И они уже доказали, что готовы вместе с властью участвовать в этом строительстве своими силами и средствами.
Может быть, как раз поэтому людям так трудно смириться с мыслью, что на них фактически поставили крест.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в Федеральном агентстве связи, таксофоны не установлены в 0,1 процента российских поселков.
Что касается дорог с твердым покрытием, то, по данным Федерального дорожного агентства, в прошлом году асфальтировали подъезды к 383 селениям. Причем финансирование соединения с автодорогами общего пользования проходило из федерального и региональных бюджетов.
Регионы отвечают за формирование списка деревень и сел, которым нужна дорога. Хотя это в основном касается поселений численностью более 150 человек.
В агентстве уточнили, что в деревне Таракановка Курской области проживают 33 человека. И она пока не включена регионом в перечень населенных пунктов на строительство дорог.
Кстати
За последний год в стране закрыто около 1,5 тысячи школ, в основном это малокомплектные сельские школы и учебные заведения, не соответствующие требованиям закона.