Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации получил высший стандарт правозащитной деятельности. Так решило Бюро Международного координационного комитета национальных правозащитных институтов Совета ООН по правам человека, присвоив институту 4 января 2009 года высший аккредитационный статус "А". Это означает, что он полностью соответствует так называемым "Парижским принципам".
Принципы, которым должны соответствовать национальные институты, были выработаны в октябре 1991 года на проведенном в Париже под эгидой Комиссии по правам человека ООН международном совещании представителей национальных правозащитных институтов и получили название "Парижских". 10 марта 1992 года они были утверждены резолюцией N1992/54 Комиссии по правам человека ООН и затем одобрены Генеральной Ассамблеей ООН, принявшей 20 декабря 1993 года резолюцию N 48/134.
"Парижские принципы" предусматривают наделение национальных правозащитных институтов широкими и четко сформулированными в конституционном или законодательном акте полномочиями по поощрению и защите прав человека. Особенно важны такие принципы, как независимость национальных правозащитных институтов от государственной власти, открытость и транспарентность их деятельности.
С середины 1990-х годов правозащитные структуры ООН осуществляют аккредитацию национальных правозащитных институтов на основе проверки их соответствия "Парижским принципам". По итогам проверки присваивается статус "А" - это полное соответствие "Парижским принципам" - либо статус "В" - наблюдатель. Статус "С" говорит о несоответствии "Парижским принципам".
Присвоение Институту Уполномоченного по правам человека в РФ аккредитационного статуса "А" будет способствовать дальнейшему повышению его международного авторитета и эффективности проводимой им работы.
Человек, его права и свободы признаются в соответствии с Конституцией России высшей ценностью демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Она возложила на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти обязанность их признания, соблюдения и защиты. Исходя из этого, внутренняя и внешняя политика страны должна направляться на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие своих граждан, гарантий их безопасности.
Однако простой человек тем не менее не всегда ощущает себя защищенным от произвола чиновников, несправедливости органов правосудия, ограничения его прав принимаемыми законами. Правовая неграмотность большинства населения, отсутствие у многих людей веры в справедливость приводят к тому, что они терпят порой абсолютно недопустимый бюрократизм должностных лиц, их пренебрежительное отношение к людским нуждам. Это не только нарушает неотъемлемые права и свободы граждан, но и унижает их личное достоинство.
Мириться с подобным отношением к людям, многие из которых являются пенсионерами, инвалидами, заслуженными ветеранами, с нарушениями их прав и свобод, беззащитностью перед органами власти демократическое правовое государство не имеет ни морального, ни законного права.
В связи с этим права и свободы граждан являются не просто неотъемлемым институтом демократического государства, но и образуют их юридический статус во взаимоотношениях с органами власти и должностными лицами. Именно они позволяют любому человеку противостоять незаконному вмешательству в его личную жизнь и предъявлять к ним законные требования о выполнении конституционных обязательств государства.
Основными политическими, гражданскими, экономическими, социальными и культурными правами, принадлежащими каждому от рождения, обладают все люди в равной степени, без какой-либо дискриминации. Таким образом, права человека являются универсальными правовыми гарантиями, защищающими его от незаконных решений органов власти и должностных лиц. Их особенность заключается в том, что они гарантируются на международном уровне, пользуются правовой защитой, акцентируются на достоинстве человеческой личности, возлагают соответствующие обязанности на государство и не могут быть им аннулированы. Следовательно, права человека не являются актом благотворительности государства, они независимы от него. Отказ государства признавать, соблюдать и защищать права человека свидетельствует не об их отсутствии у человека, а о нахождении у власти антинародного политического режима.
Обеспечение стабильности прав человека, их защищенности от правовых актов, способных умалить эти фундаментальные ценности демократического государства, неприкосновенности от незаконных решений органов власти и должностных лиц, осуществление государственной защиты прав граждан являются одной из приоритетных задач национальной безопасности страны. Возможность беспрепятственного осуществления прав и свобод человека неотделима при этом от устойчивого экономического развития государства. Нищета и бедность, угроза которых появилась в условиях глобального кризиса, не могут создать материальных условий для их обеспечения и реализации даже и в демократическом правовом государстве. В связи с этим экономическое развитие государства должно быть направлено на повышение благосостояния всего населения, создавать условия для его активного, свободного и конструктивного участия в этом процессе, обеспечивать справедливое распределение материальных и духовных благ.
Неотчуждаемые и непосредственно действующие права человека являются, таким образом, своеобразным щитом, защищающим его от незаконных, необоснованных или произвольных действий органов власти и должностных лиц. Вместе с тем они не в состоянии предоставить ему гарантий справедливости и минимального благосостояния, а лишь защищают человека от посягательств на его личное достоинство со стороны только одного, но самого сильного нарушителя, каким является государственная власть.
В этих условиях гарантом прав человека является президент страны, обеспечивающий не только взаимодействие органов государственной власти, но и безопасность граждан от незаконного вмешательства в их частную жизнь, неконституционного ограничения принадлежащих им прав и свобод.
Государственная защита прав человека, гарантированная каждому Конституцией России, возложена при этом на Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Для чего пунктом "д" части 1 ее статьи 103 предусмотрено учреждение соответствующей государственной должности. Уполномоченный осуществляет независимый от органов власти и должностных лиц контроль за соблюдением ими прав человека и ежегодно представляет доклад о своей деятельности главе государства, палатам Федерального Собрания, правительству, высшим судам и Генеральному прокурору.
Доклад характеризует состояние государственной дисциплины по исполнению органами власти и должностными лицами обязательств государства о соблюдении прав человека, эффективность демократических механизмов осуществления ими властных полномочий, соответствие законодательства и практики его применения общепризнанным стандартам и международным договорам России. Публичное освещение в докладе фактического состояния дел с соблюдением прав человека, в том числе отдельных социальных групп - детей, инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, имеющихся диспропорций между обязательствами государства и их исполнением в действительности должно являться основанием для адекватного реагирования на него государственных, правоохранительных и судебных органов.
Таким образом, омбудсмен или парламентский уполномоченный является не только необходимым и признаваемым во всем мире институтом, который создан более чем в 100 государствах на всех континентах, но и востребованным в правовом демократическом государстве средством государственной защиты прав, свобод и достоинства личности.
Закономерно, что в Конституции России, воспринявшей достижения мировой цивилизации, предусмотрено не только введение ранее не существовавшей должности Уполномоченного, но и регулирование его правозащитной деятельности высшим нормативным правовым актом, каким является федеральный конституционный закон.
Учреждение этой государственной должности затянулось, правда, на 5 лет, из-за чего Парламентская ассамблея Совета Европы вынуждена была одним из условий вступления России в эту международную организацию поставить скорейшее принятие соответствующего федерального закона. В 1996 году, вступая в Совет Европы, Россия гарантировала создание такого института. После принятия Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Государственная Дума в 1998 году впервые назначила омбудсмена Российской Федерации.
Правозащитная деятельность Уполномоченного в отличие от правоохранительных и надзорных органов сопряжена прежде всего с оценкой стандартов благополучного существования человека и обеспечения качества его жизни, измеряемых не показателями статистики, а гуманизмом и заботой о нем. Невозможно представить, например, что кто-то из них, а не Уполномоченный, выступил бы в защиту права на достаточный жизненный уровень для человека и его семьи, включающие необходимое питание, одежду и жилище, непрерывное улучшение условий жизни, гарантированные статьей 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
С учетом особенностей правозащитной деятельности Уполномоченного он вправе вносить соответствующие предложения и рекомендации:
- органам законодательной власти по совершенствованию действующего законодательства в целях приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и недопустимости несоразмерного ограничения при этом прав и свобод личности;
- органам исполнительной власти по соблюдению в их решениях и устанавливаемых ими административных процедурах прав и свобод граждан, устранению бюрократических и ведомственных преград в их реализации;
- органам судебной власти по пересмотру их вступивших в законную силу решений в целях обеспечения справедливости судопроизводства и оказания гражданам бесплатной юридической помощи в защите их прав и свобод, нарушенных при отправлении правосудия.
Важным при этом является понимание всеми органами власти необходимости их взаимодействия с Уполномоченным, а не противостояние с ним, как еще случается, не столько препятствующее реализации возложенных на него обязанностей, сколько негативно отражающееся на обеспечении и защите прав и свобод граждан.
Вместе с тем Уполномоченный не супермен, он не в состоянии в одиночку в многомиллионной стране обеспечить безопасность всех граждан от нарушений их прав, свобод и законных интересов, допускаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти.
На эффективности реализации возложенных на него обязанностей негативно отражается при этом несовершенство правового регулирования компетенции Уполномоченного и отсутствие единой системы государственной защиты прав человека на всей территории страны. Для восполнения пробелов в действующем законодательстве, приведения его в соответствие с конституционными требованиями о верховенстве прав человека и обеспечении их защиты необходимо в ближайшее время принять меры по укреплению и развитию института Уполномоченного.
Фактически экспериментальный в силу своей правовой новизны закон, регулирующий компетенцию Уполномоченного, принятый более 10 лет назад, нуждается в серьезной корректировке с учетом накопленного опыта правозащитной деятельности и выявившихся недостатков. Необходимо совершенствование правового регулирования, в том числе его полномочий по обжалованию вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных с нарушением прав человека. Это стало одной из причин роста числа жалоб в Европейский суд по правам человека. Речь идет также об участии Уполномоченного в законотворческом процессе, осуществлении международного сотрудничества и правового просвещения.
Следует создать также институт омбудсмена в каждом субъекте Российской Федерации и сформировать на этой основе единую и повсеместную систему государственной защиты прав человека. В настоящее время институт Уполномоченного создан лишь в 48 из 83 субъектов Федерации. В результате продолжается дискриминация граждан из-за отсутствия региональных механизмов защиты их прав и свобод в тех республиках, краях и областях, где эта необходимая и востребованная должность все еще не учреждена. Бессистемность и разрозненность мероприятий по осуществлению государственной защиты прав граждан, отсутствие взаимодействия региональных уполномоченных негативно отражаются на устранении их повсеместных нарушений. Кроме того, это порождает сомнения в способности государства выполнять свои конституционные обязательства.
Создание единой национальной системы государственной защиты прав человека позволит осуществлять ее совместными усилиями федерального и региональных уполномоченных, сформирует условия для эффективного взаимодействия, обеспечит разграничение их полномочий на федеральном и региональном уровнях.
Совершенствование законодательства о правах человека и средствах их государственной защиты, приведение его в соответствие с конституционными требованиями о совместном ее осуществлении не только улучшат положение с соблюдением прав человека в стране, но и предоставят возможность нашей правовой системе стать полноценной частью единого европейского правового пространства. Выполнение Россией принятых международных обязательств о признании прав человека и обеспечении их государственной защиты укрепит ее международный авторитет, позволит гарантировать дальнейшее осуществление демократических преобразований в интересах нашего многонационального народа.