Переход на рыночные принципы в газовых отношениях с Украиной автоматически исключает необходимость существования таких контрольных механизмов, как международные наблюдатели и консорциум для обеспечения Киева так называемым технологическим газом.
В понедельник подписанием соглашений между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" переговоры компаний не закончились. После этого они еще долго обсуждали разные аспекты дальнейшего сотрудничества, но главный и приятный для всех и особенно для западных стран итог - газ наконец-то стал доходить до Европы. А вчера глава "Газпрома" Алексей Миллер, приехав к президенту Дмитрию Медведеву, подвел предварительную черту под двухнедельным газовым конфликтом.
Самое важное - Россия и Украина переходят на рыночное ценообразование. "В первом квартале этого года газ будет поставляться по рыночной формуле цены, и базовая цена составит 450 долларов, - заявил Миллер. - С учетом понижающего коэффициента в 20 процентов цена составит 360 долларов". Россия же в свою очередь еще на год получит льготный тариф на транзит газа по территории Украины - 1,7 доллара за тысячу кубометров на 100 километров. А с 2010 года отношения окончательно приобретут рыночный характер.
А ведь месяц назад все могло быть совершенно иначе. Глава "Газпрома" рассказал, что к 31 декабря стороны вышли на договоренности, что газ Украине обойдется всего в 250 долларов. При этом предусматривался механизм совместного экспорта газа, по которому Киев получал свой доход от операций и позволил бы дотировать собственных потребителей до 235 долларов за тысячу кубометров. Но эти принципы в итоге так и не были окончательно оформлены.
Одновременно с новыми долгосрочными соглашениями отпадает необходимость и в международном посредничестве в газовом сотрудничестве Москвы и Киева. В частности, через какое-то время можно будет отозвать наблюдателей с газоизмерительных станций. "Наблюдатели внесли свой вклад, но назвать механизм эффективно работающим не приходится, - считает Алексей Миллер. - Когда они отфиксируют факт начала транзита через Украину, мы могли бы вместе с украинскими партнерами обратиться в Еврокомиссию с предложением распустить их".
Также теряет актуальность вопрос создания международного консорциума для обеспечения Украины технологическим газом и его альтернатива, предложенная российским лидером в виде открытия аккредитива в качестве гарантий за оплату российского газа. "Смысла сейчас нет, потому что транзит открыт, а Украина отказывалась осуществлять предоплату", - заметил Дмитрий Медведев.
Однако "Газпром" не стал искушать судьбу и оговорил в соглашениях страховочный механизм на случай, если Украина снова начнет задерживать платежи за газ. "Нам удалось заложить переход на стопроцентные авансовые платежи в случае сбоя в платежах за газ, - заявил Миллер. - Этот механизм гораздо более жесткий, чем аккредитив".
Договорившись с Украиной, Россия теперь подумывает о том, чтобы усовершенствовать правила энергетического сотрудничества на международном уровне. На прошедшей в Москве в выходные международной конференции Дмитрий Медведев уже поднимал эту тему. "Нам нужно подумать о том, какие многосторонние международные соглашения могут обеспечить интересы продавцов, транзитеров и потребителей", - еще раз напомнил он вчера. Существующая Энергетическая хартия Москву никак не устраивает, поскольку в большей степени защищает интересы только потребителей газа. Поэтому хартию надо либо менять, либо придумывать что-то новое.
- И правительству России, и основному поставщику - "Газпрому" надо подумать о том, какой механизм это может быть, и подготовить предложения, - заявил Медведев. - Вижу в этом нашу особую задачу, имея в виду, что Россия является одним из основных поставщиков газа. Я предложу ряд идей на саммите "двадцатки" в Лондоне, который будет посвящен финансовому кризису, и на саммите "восьмерки".