В последние недели перед уходом в отставку Джордж Буш развил на радость американским журналистам большую публичную активность. Он дал множество пространных телевизионных и печатных интервью, согласился быть гостем нескольких популярных телевизионных шоу, сам совершил ряд выступлений по радио и ТВ, попрощался с журналистским пулом Белого дома, своими сотрудниками, произнес из своей резиденции трогательную прощальную речь, обращенную к народу Америки и т.д. Буш, безусловно, побил все месячные рекорды президентов США, которым и так приходится, по сути, все время пребывания в должности находиться под жестким давлением, контролем и наблюдением со стороны своих национальных СМИ.
Думается, что задача, которую ставил перед собой уходящий президент Америки, заключалась в том, чтобы, с одной стороны, самому сказать про свои ошибки и просчеты, которых, по его собственным словам, было немало как во внешней, так и во внутренней политике. А с другой стороны, Буш хотел особо подчеркнуть напоследок то, что он всегда утверждал, что он был президентом, который не боялся принимать решения независимо от того, насколько популярными они были в стране и мире, независимо от того, как их принятие влияло на его рейтинг. "Все мои решения, - говорил Буш в прощальном обращении к американцам, - я принимал только по одной причине - я верил, что они принесут пользу Америке и ее народу. Можно спорить по поводу многих тяжелых решений, которые я принял, но невозможно спорить о том, что я никогда не боялся брать на себя личную ответственность, принимать самые трудные, противоречивые, непопулярные решения", - подчеркнул он с гордостью. Похоже, Буш искренне верит, что история даст ему совсем другую оценку, чем ту, которую ставят ему сегодня.
Современники оценивают деятельность Джорджа Буша на президентском посту низко. По данным опроса, проведенного CNN и Opinion Research Corp. в последнюю неделю пребывания Буша в Белом доме, 68% американцев считают его президентство провалом, в то время как только 31% опрошенных назвали его успешным. Кстати, еще в ноябре прошлого года этот показатель был на 7% ниже. Однако это все равно самый низкий рейтинг уходящего президента в последние шесть десятилетий, с тех пор, когда в США стали применяться современные методы социологических опросов. Правда, за одним исключением - рейтинг был ниже у Ричарда Никсона, вынужденного уйти в досрочную отставку из-за реальной опасности импичмента.
Интересно, что 44% американцев считают, что именно решения, которые принимал президент Буш, стали причиной его провального президентства. Лишь 22% опрошенных полагают, что вину надо возложить на внешние обстоятельства. Половина американцев отметили, что дела в стране и мире обстояли бы гораздо лучше, если бы в 2000 году на президентских выборах в США победил бы демократический кандидат Альберт Гор. Но 27% американцев посчитали, что при Горе дела обстояли бы еще хуже, а 22% отметили, что, по их мнению, это ничего не изменило бы.
Только 3% американцев сегодня полагают, что Джордж Буш войдет в историю как один из выдающихся президентов страны, в то время как 46% считают, что в истории США он останется в числе самых слабых президентов. Это цифра в три раза больше, чем получили в опросах, уходя в отставку, его предшественники Рональд Рейган и Джордж Буш-старший, и даже на 27% выше, чем Билл Клинтон, с трудом переживший опасность импичмента после того, как его обвинили во лжи под присягой во время скандала с Моникой Левински. Однако в американской истории уже бывало не раз, что уходящий с низким личным рейтингом президент через десятилетия начинает оцениваться как выдающийся национальный лидер. Это случалось и с демократами, например, можно вспомнить Гарри Трумэна, и республиканцами, к примеру, с Рональдом Рейганом. Поэтому полностью быть уверенным в том, какое именно место история отведет Джорджу Бушу, наверное, сейчас просто опрометчиво.
Чем ближе был день передачи полномочий от Буша новому президенту страны, тем все более благожелательно и позитивно Барак Обама отзывается о своем предшественнике. Это разительная перемена по сравнению с крайне критической антибушевской риторикой Обамы еще недавно во время предвыборной кампании. Буш тогда в его выступлениях представал как чуть ли не главная проблема Америки и всего мира. Теперь тон Обамы явно изменился. "Я всегда считал, что Джордж Буш - хороший человек", - сказал недавно Обама. И продолжил: "Джордж Буш - хороший человек, который любит свою семью и свою страну и который принял лучшие, возможные в эти трудные времена в таких очень тяжелых условиях решения". Передача власти от Буша к Обаме явилась одним из самых плавных, бесконфликтных и безболезненных переходов власти в истории США.
Думается, что такое изменение в публичном отношении нового президента к своему предшественнику во многом связано с тем, что по мере вникания Обамы в дела, ознакомления с реальной ситуацией, в которой приходилось действовать Джорджу Бушу и в которой придется теперь действовать самому Обаме, последний все больше стал понимать, что его предшественник проводил достаточно рациональную политику, учитывая все возможные факторы и ограничения. Что самому Бараку Обаме неизбежно придется во многом делать то же самое, что делал его предшественник, принимать похожие решения, действовать, хотя бы отчасти, в рамках модели, созданной Бушем после 11 сентября 2001 года и усугубленной экономическим кризисом. И здесь не может быть иллюзий.
Конечно, Барак Обама - никоим образом не Джордж Буш. Новый президент США будет действовать во многом иначе, чем его предшественник. Однако при всех сильных отличиях в тактике, которые, безусловно, принесет с собой Обама в политику США, ко многим фундаментальным проблемам, стоящим перед страной и миром в целом, его подходы будут не так уж сильно отличаться от подходов Джорджа Буша. И тот, и другой в политике исходят из необходимости реализации, продвижения и защиты национальных стратегических интересов США, которые являются куда более стабильными и долгосрочными, чем чье-либо президентство. Барак Обама, например, никогда не откажется от концепции ведущей роли США в международной системе. Хотя, конечно, методы и механизмы достижения этой цели, так же как реализации всего комплекса американских национальных интересов в мире, Обама может предложить (и скорее всего, предложит) другие, нежели Джордж Буш.
Нельзя наивно представлять себе Барака Обаму как космополитического голубя мира. Его внешняя политика может быть гораздо умнее и гибче, замысловатее и хитрее, чем была политика Буша. Но она не будет от этого менее проамериканской в любом из своих проявлений. Скорее, наоборот. У нового президента наверняка будет иное понимание того, как укреплять пошатнувшиеся позиции США в мире, обеспечивать безопасность страны и ее экономическое развитие. Однако Обама не будет отстаивать интересы США менее жестко и бескомпромиссно, чем это делал любой из его предшественников. Перед ним стоит задача не только доказать американцам, что они не зря сейчас отдали за него голоса, но и что он - не президент одного срока и будет еще раз достоин их выбора через 4 года.
По крайней мере, так это видится мне из Вашингтона.