Сейчас, по данным минрегиона, примерно 5 процентов россиян не платят вовремя за услуги ЖКХ. Даже в благополучной Москве насчитывается около 3 процентов злостных неплательщиков. В этом году столица начала эксперимент, призванный дисциплинировать горожан в оплате "коммуналки".
В Москве вводится новая система единых платежных документов (ЕПД), по которым горожане расплачиваются за квартиру, а также за воду, газ, отопление и прочие услуги. Эти квитанции будут разных цветов - всего пять. Традиционную белую, которую прежде получали все москвичи, без исключения, теперь надо заслужить: она будет приходить только добросовестным плательщикам, не имеющим задолженности. Голубую платежку отправят тому, кто задержал оплату на месяц. Но если в последний момент житель все же рассчитался с коммунальщиками, а листок уже выпустили, на нем будет напечатано примечание "Доставлен в информационных целях". Красную квитанцию отправят неплательщику со "стажем" неуплаты до трех лет. Зеленая - авансовая. Ее будут высылать по просьбе тех жильцов, которые захотят оплатить услуги заранее.
Если же москвичи все лето отдыхали на даче и принесли справку из садового товарищества в абонентский отдел ГУ ИС, им сделают перерасчет, и они получат уведомление желтого цвета. В документе укажут причину корректировки суммы: "Уточнение объемов потребления коммунальных услуг по показаниям приборов учета" или "Перерасчет платы за коммунальные услуги в связи с предоставлением документов, подтверждающих временное отсутствие"...
Запоминать значение каждого цвета необязательно - на документах напишут название: "Текущий платежный документ", "Повторный платежный документ", "Долговой ЕПД", "Авансовый ЕПД", "ЕПД доначислений". Кроме того, раз в полгода каждый плательщик будет получать извещение о начисленной за этот период квартплате и о сделанных платежах.
По словам руководителя ГУ "Инженерная служба города Москвы" Александра Варева, цель этих преобразований - воспитание неплательщиков, которых в столице, к слову сказать, не так уж и много. "Хронических" - тех, с кем ведутся судебные разбирательства, не больше 3 процентов. Еще около 10 процентов задерживают оплату коммунальных услуг от одного до 20 дней, 7 процентов - на срок от одного и трех месяцев. "Новая система создана на основе практической работы с москвичами и для их удобства, - рассказал Варев. - Бывает, к нам обращается житель, который говорит: "Почему мне пришел долговой документ, если я все оплатил?" Когда начинаем разбираться, выясняется, что он не обратил внимание на дату, до которой нужно было рассчитаться. Когда платежки будут разных цветов, москвичам легче ориентироваться".
В двух московских административных округах проходит и другой эксперимент. Вместо отдельных платежек за электричество в документе появилась новая строка, куда можно вписать снятые со счетчика показания потребленного электричества. А в будущем сюда можно будет вносить и оплату Интернета, спутникового телевидения...