В Госдуму внесен законопроект, который несколько изменяет процедуру привлечения к уголовной ответственности депутатов Госдумы, членов Совета Федерации и судей.
Инициативу проявил Верховный суд РФ, который полагает, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении сенатора и депутата Госдумы должен принимать Генеральный прокурор РФ с согласия соответственно Совфеда или Госдумы, а не председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, как узаконено сейчас. В свою очередь, решение о возбуждении уголовного дела в отношении Генпрокурора, по версии Верховного суда, будет принимать исполняющий обязанности Генпрокурора по представлению президента РФ, а не председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного суда, о наличии в действиях Генпрокурора состава преступления. Предполагается, что Генпрокурор будет принимать решение о возбуждении уголовного дела в отношении председателя Следственного комитета - с согласия Конституционного суда; в отношении судьи Конституционного суда РФ, в отношении судьи Верховного суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда - с согласия Высшей квалификационной коллегии. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата регионального Заксобрания будет принимать руководитель следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ.
На заседании Думы вчера вообще много говорили о власти, желая сделать ее более открытой. По крайней мере, принимая вчера в окончательном третьем чтении законопроект "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", депутаты очень рассчитывали на то, что россияне без проблем смогут узнавать о власти все, что их интересует. И через газеты, радио, телевидение и в Интернете. А если какой-то чиновник попытается привычно засекретить то, что секретом не является, он будет наказан. Как отметил председатель Комитета по информационной политике Валерий Комиссаров, за сокрытие должностным лицом информации уже установлена уголовная ответственность. Будет введена, по словам Комиссарова, и административная - такой законопроект уже есть в думском портфеле. Депутатам, правда, не очень понравилось, что остаются все-таки сведения, которые нельзя будет получить. И перечень их будет определяться "соответствующими органами". "Если перечни будут довольно объемными, то мы с водой выплеснем и ребенка", - беспокоился Сергей Иванов из фракции ЛДПР. Вторая "нехорошая вещь", по мнению Иванова, - плата за получение информации большого объема. "Гражданину могут выставить такой прайс, - предположил депутат, - что никакой информации уже не захочется". Тем не менее депутаты дружно поддержали законопроект и решили взять под контроль его исполнение.
Во втором чтении Госдума приняла законопроект, исключающий избирательный залог, который прежде позволял партиям зарегистрировать список своих кандидатов, не утруждая себя сбором подписей избирателей. Инициатор этого законопроекта - пермское Заксобрание - предлагало отменить залог только на выборах в Госдуму. Однако думцы решили пойти дальше - денежный залог не допускается на выборах всех уровней - не только федеральных, но и региональных, и муниципальных.
Взявшись за приведение к единообразию механизмов избирательного процесса в России, народные избранники поправили вчера в первом чтении Закон "О политических партиях" и Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", установив, что "на выборах в представительные органы муниципальных образований политическая партия является единственным видом избирательного объединения, имеющим право самостоятельно выдвигать списки кандидатов". Но при этом общественное объединение, которое создало союз с политической партией (без образования юридического лица), получает право обратиться в политическую партию с предложением о включении своих представителей в список ее кандидатов. Общественная организация может рассчитывать максимум на 15 процентов мест в партийном списке. И, по словам одного из авторов законопроекта, председателя Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Попова, это будет вполне реальный шанс для "общественника" войти в муниципальную власть. До сих пор закон позволял общественным организациям выдвигать свои собственные списки кандидатов на муниципальных выборах. Однако, как заметил Попов, ссылаясь на данные Центризбиркома, за пять лет по таким спискам депутатами на уровне местного самоуправления стали только 11 кандидатов. "Общественники" не могли тягаться с претендентами из партийных списков или денежными самовыдвиженцами. "Мы не собираемся заставлять общественные организации дружить только с одной партией", - уточнил Сергей Попов, представляя коллегам, какие возможности открываются перед "общественниками", которые будут сотрудничать с партиями.
"Единоросс" Сергей Марков увидел в законопроекте другой значительный плюс - если кандидаты пойдут в органы местного самоуправления в партийных рядах, "это позволит более чистым сделать местное самоуправление", отсечь от власти криминальные и полукриминальные структуры.
Коммунисты резко возражали против того, чтобы во время выборных кампаний менять избирательное законодательство, назвав это дурной практикой. А вице-спикер от ЛДПР Владимир Жириновский призвал "единороссов" прекратить заниматься "политической диверсией". Это было странным, потому что среди авторов законопроекта был и депутат фракции ЛДПР, и депутат "Справедливой России". "Это означает, что основные политические силы, представленные в палате, едины в своем понимании путей развития российской демократии", - подытожил первый вице-спикер нижней палаты Олег Морозов. Он считает, что "с принятием законопроекта получат развитие две взаимосвязанные тенденции: будет сделан еще один шаг на пути как "партизации" избирательного процесса, так и повышения в нем роли общественных объединений".