С 1 января здесь вступил в силу республиканский закон, регулирующий деятельность маршрутного и легкового такси.
За последние годы пассажирские перевозки в Уфе и других крупных башкирских городах превратились в стихийный рынок, а методы конкуренции в этой сфере стали напоминать "лихие 90-е": водители маршруток прокалывали друг другу шины, затевали драки, разбивали стекла государственным автобусам.
Ситуация обострилась до такой степени, что в государственные органы с жалобами стали обращаться даже обладатели легальных лицензий, вынужденные работать по-черному. Перевозки в Уфе - выгодный бизнес, который оценивается в 200 миллионов долларов ежегодно, но его обороты остаются преимущественно вне налогообложения. Как, например, в городе Салават, где фирма с автопарком в 95 "газелей" заплатила казне за год всего 90 тысяч рублей налогов, в то время как государственный перевозчик, обладая 111 пассажирскими машинами, перечислил в бюджет свыше 13 миллионов рублей. Отсутствие четких законодательных норм лишь усугубляло ситуацию с укрытием налогов.
Обозначился и еще один серьезный резон не медлить с законом: количество дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов за 2008 год увеличилось на семь процентов - до 146 аварий. Почти половина из них произошла по вине нелегальных водителей.
Как сообщил корреспонденту "РГ" главный госавтоинспектор РБ Динар Гильмутдинов, во время специальных операций "Автобус" милиционеры ежемесячно снимали государственные номера у 2,5 тысячи пассажирских транспортных средств. Чаще всего - из-за вопиющего технического состояния.
- Частники перевозят людей на металлоломе. Им и не нужен этот номер, если автобус все равно собирались выбрасывать, просто выжимали из него последние соки, - пояснил Динар Гильмутдинов.
- Было очень трудно контролировать ситуацию до принятия республиканского закона, - подытожил начальник отдела транспорта администрации Уфы Николай Плотников. - Перевозчики ссылались на нормативные документы, в том числе минтранса, образца 80-х годов, да и антимонопольная служба требовала соблюдения закона о конкуренции. Теперь, надеюсь, анархия на дорогах прекратится.
Главные требования нового закона "Об осуществлении и организации пассажирских перевозок маршрутными и легковыми такси в РБ" для владельцев предприятий маршрутного и пассажирского такси, а также служб заказа следующие: быть включенными в реестр, нанимать здорового и обученного водителя со стажем вождения не менее трех лет, наглядно обозначать автомобили "шашечками" и соответствующими надписями с указанием названия организации. Размещаться легковые такси могут только на стоянках, оснащенных специальными знаками. В каждом таком автомобиле должен быть установлен таксометр, а пассажир после поездки - иметь право на кассовый чек. Кроме того, все перевозчики должны работать на исправном, серийном леворульном транспортном средстве, которое соответствует экологическому стандарту не ниже "Евро-3". Уже одно это может вывести с рынка перевозок автомобили марки "газель", причем республиканские власти не скрывали такого намерения как в частных разговорах, так и в публичных выступлениях.
Неприкрытое раздражение местных властей вызывала армада полулегальных частных автовладельцев на разнокалиберном транспорте, но до недавних пор федеральное законодательство не давало в руки регионам права контролировать эту сферу. При наличии одной-единственной лицензии на осуществление пассажирских перевозок водителя без муниципальной карточки допуска на маршрут могли наказать только за незаконное предпринимательство либо за техническую неисправность автобуса. Теперь собственникам, не включенным в региональный или городской реестр, грозят серьезные штрафы в десятки и сотни тысяч рублей.
- Я езжу только с теми документами, которые мне предоставляет начальство. За отсутствие карточки допуска к маршруту до сих пор меня могли наказать штрафом до тысячи рублей плюс 300 рублей за использование неисправного автомобиля, - признался корреспонденту "РГ" автопредприниматель Максут Каримов. - Но мне ведь надо выплачивать кредит за "газель", а значит, не исключено, что придется выйти на маршрут в любом случае.
Коммерсанты, зарабатывающие на пассажирских перевозках, похоже, до последнего момента надеялись, что закон либо не будет принят, либо его вступление в силу отложат до лучших времен. Ни того, ни другого не произошло. Сегодня таксомоторные компании пытаются поднять волну недовольства формальными требованиями, которые предъявляются законом к юридическим и физическим лицам. Они скрупулезно подсчитывают, во сколько им обойдется устройство стоянок и техстанций, оборудование автомобилей таксометрами, причем цифра эта с каждым разом неоправданно завышается.
В то же время, как сказал корреспонденту "РГ" представитель одной из уфимских служб такси, водители, работающие по всем правилам, проиграют по сравнению с "нелегалами", предлагающими услуги дешевле.
- Мы опасаемся конкурентного давления со стороны тысяч водителей, которые сегодня работают в коммерческих компаниях. После ужесточения требований они могут уйти в тень, а отловить их всех будет непросто, - прокомментировал предприниматель.