Выставка фотографий и картин краснодарской звезды экрана Ирины Володко откроется в Москве

Это первый совместный проект Краснодарского музея-галереи Ирины Володко и Союза кинематографистов России.

Прекрасная немая

Новая звезда немого кино зажглась в 1920-е годы. Екатеринодарка Ирина Володко была не только кумиром советских зрителей - кинофильм "Поэт и царь", где она сыграла Наталью Гончарову, бил рекорды кассовых сборов за границей. Однако имя актрисы на долгие годы было забыто. Журналистам "РГ" удалось побывать в гостях у Тамары Купленниковой, племянницы актрисы, и побеседовать с теми, кто был знаком со звездой немого кино.

Пять лет назад в Краснодаре, на родине Ирины Володко, в музее-галерее "Сантал", открыли первую выставку, посвященную забытой актрисе, а в "Кубанькино" отреставрировали первый фильм с ее участием "Поэт и царь". В городе  же и сейчас живет свидетель ее актерского взлета.

Тамаре Купленниковой - за девяносто. Но она до сих пор читает стихи по-французски.

- А этому буфету 150 лет, - проводит племянница Володко узкой ладонью по резной дубовой дверце, доставая старинный чайный сервиз.

И на фронте была, и пережила гонения за свое происхождение. А в ней все та же дворянская стать и женственность.

- Карьера тетки началась стремительно, - вспоминает Тамара Купленникова. - Не стану скрывать, здесь сыграло роль и ее замужество. Ирина вышла замуж в 17 лет за набирающего известность петербургского художника Володко. Это была любовь с первого взгляда. В 1925 году он приехал на выставку в Краснодар, увидел ее, студентку художественного училища, и сделал предложение. Бабушка Полина отдала Ире свое подвенечное платье из шикарного французского атласа. После свадьбы молодые уехали в Ленинград.

В доме супругов Володко бывали известные люди, в том числе знаменитый советский режиссер Гардин и его помощник, земляк Ирины, ейчанин Евгений Червяков.

- Увидев Иру, они уговорили ее пойти на кинопробы: искали актрису на роль Натальи Гончаровой для первого советского фильма о Пушкине, - говорит Тамара Купленникова.

Володко была так пластична и хороша собой, что обошла более трехсот претенденток. Съемки фильма "Поэт и царь" начались в 1926 году. Роль Пушкина решил исполнить сам Евгений Червяков, которого Ирина позже назовет своим учителем.

- Из-за него и других красивых и известных мужчин советского кинематографа, оказавшихся после блистательного кинодебюта Ирины на ее орбите, дома будут разыгрываться сцены ревности, а затем произойдет и окончательный разрыв с первым мужем, - вспоминает Тамара Даниловна.

Первая роль - и сразу оглушительный успех вместе с оглушительным скандалом. Создателей картины обвиняли в том, что они вывернули наизнанку личную жизнь Пушкина, вместо того чтобы показать его творческие вехи. Для провинциальной девочки из Краснодара это было испытанием. Но позже у Володко будут новые интересные роли у других мэтров советского кино, например у Сергея Эйзенштейна в фильме "Иван Грозный". Хотя, чтобы остаться в истории кинематографии, ей было достаточно одной, первой.

В светском вихре

Режиссер Гардин вспоминал: "Чувствительность ее была потрясающая! В сцене смерти Пушкина она никак не могла заплакать. Тогда я распорядился дать музыку - Шестую симфонию Чайковского. И... она так разрыдалась над умирающим мужем! Мы все плакали - и режиссеры, и артисты". Не только невероятная красота, но и необычная дворянская утонченность притягивала к ней обитателей советского киноолимпа.

- Дебют в кино разрушил семью Ирины, но зато открыл ей двери в мир столичной богемы, - рассказывает Тамара Купленникова, - ее боготворил и забрасывал подарками писатель Борис Пильняк, но она отвергла возможность совместной жизни, не желая разрушать его семью.

Этот благородный жест спасет ей жизнь - ведь писатель будет репрессирован вместе со своей семьей. По словам Тамары Купленниковой, в 1937 году сама Ирина чудом избежала допросов. Ее спас человек, обладавший немалыми связями, лауреат Сталинской премии, известный советский кинооператор Юрий Екельчик. Он официально оформил брак с Ириной.

Позже ее актерская звезда постепенно гаснет. Кинокритики считают, что виной тому - ее неумение вписаться в новую эпоху. Однако племянница актрисы дала нам другой ответ на этот вопрос:

- Как-то во время банкета один из мужчин произнес тост в честь самой красивой советской актрисы Ирины Володко. Этот тост и поставил крест на карьере Иры, поскольку на актерской пирушке находилась Любовь Орлова, не терпевшая рядом соперниц.

Хотя, возможно, это всего лишь семейная легенда.

Возвращение

- В 60 лет Ирина после развода с третьим мужем, ингушским писателем, приехала в Краснодар с двумя скромными сумочками, в которых были ее личные вещи, - говорит Тамара Купленникова. - Квартиру в Москве она отдала детям Юрия Екельчика, а собственных детей у нее не было.

Краснодарской родне Ирина коротко объяснила причину своего возвращения: "Меня разлюбили". Не желая никого стеснять, снимала свой угол. Жила в конуре, где замерзала вода, и никогда никому не жаловалась. Подрабатывала натурщицей в Краснодарском художественном училище. За костюмами, в которых позировала студентам, ходила в краевой драматический театр, где ее случайно увидел работавший там Дмитрий Вайль. Благодаря его статье об Ирине Володко в журнале "Огонек", в Москве узнали, что исчезнувшая актриса жива. Друзья Володко Тамара Макарова, Сергей Герасимов, Всеволод Санаев сделали все, чтобы ей удалось вернуться в столицу. Звезда Великого немого умерла в 1988 году, была похоронена в Москве. Но недавно урну с ее прахом перевезли в Краснодар, на Славянское кладбище.

Комментарий

Григорий Гиберт, киновед, профессор Кубанского государственного университета культуры и искусств:

- Впервые я встретил Ирину Володко в краснодарском парке. Сидел на скамейке и читал книгу Сергея Эйзенштейна. Ко мне подошла незнакомка, как пишут в романах, "со следами былой красоты на лице". Благодаря этой книге она и обратила на меня внимание, спросила, не знакомо ли мне имя Ирины Володко. Я начал искать литературу об этой актрисе и при последующей встрече уже имел представление, с каким удивительным человеком меня свела судьба. Она никогда не жаловалась на жизнь, а о Любови Орловой говорила: "Мы с Любочкой дружили домами".

Моя последняя встреча с Ириной Володко произошла незадолго до ее смерти, в московском Доме ветеранов кино, в Матвеевском. Он был построен специально для пожилых одиноких актеров. Я приехал тогда на сессию во ВГИК и решил позвонить ей, чтобы пообщаться. Она вышла в строгом костюме, с прической и макияжем. Меня поразила все та же идеальная осанка, лишь дрожала рука, которую актриса старалась спрятать.

Несколько раз Ирина Николаевна переспросила меня, обедал ли я. И, несмотря на попытки отказа, повела в столовую. Когда мы туда зашли, я невольно ахнул, потому что за столиками в этом небольшом зале увидел цвет советского кинематографа. В пожилом мужчине с костылями, к примеру, узнал Арсения Тарковского. Кутаясь в шаль, к нам подошла Рина Зеленая и спросила: "Ирочка, кто это?" Она ответила: "Гриша", не уточнив, откуда я, и тем самым соблюдая интригу. Для нее это было важно - оказаться в центре внимания. К ней до этого не приходил никто из кинокритиков. Через несколько месяцев я узнал, что она умерла.

Кстати, с Кубанью связано не только имя Ирины Володко, но и других звезд немого кино. Например, звезда русского дореволюционного кино Иван Перстиани работал в Ейском театре.

В Екатеринодаре до революции попытались даже создать свою киностудию. Решили снимать римейк фильма "Тайны турецкого гарема", но режиссер и исполнительница главной роли сбежали, прихватив с собой бюджет картины.

Есть предположение, что якобы режиссер Самарин снял в Екатеринодаре в 1894 году первый фильм, раньше Люмьера. Это было видовое кино. Но пока что подтверждений этому факту не найдено.

До революции на улице Графской, теперь это улица Советская, было отделение французской кинофирмы "Пате". В кинотеатрах города "Бомер" и "Монплезир" (нынешний кинотеатр "Квартал") показывали французские кинокартины. И если премьера в Париже проходила в понедельник, то в Екатеринодаре новый фильм могли посмотреть уже в четверг.