Автобусный парк Владивостока насчитывает свыше 600 машин, причем весь общественный транспорт - в частных руках. Ежедневно его услугами пользуются, по меньшей мере, 150 тысяч жителей приморской столицы. Администрация города, в функции которой входит организация транспортного обслуживания населения, недовольна тем, как осуществляется это самое обслуживание. По мнению чиновников, на дорогах царит хаос.
В качестве примера они приводят тот факт, что многие частные перевозчики отказываются ходить по "невыгодным" маршрутам. В отдаленных районах города общественный транспорт можно ждать часами. Зато в центре - десятки маршрутов и вереницы автобусов. По главной улице Светланской курсирует 18 номеров! Чтобы успеть первым подъехать к остановке и забрать максимальное количество пассажиров, водители обгоняют друга, "подрезают" машины - словом, ведут себя совсем не так, как люди, ответственные за жизнь и здоровье других.
Это верхушка айсберга.
Изучай и проверяй
Но именно с этой верхушки решили начать депутаты и администрация Владивостока.
Для начала была разработана программа "Развитие маршрутной сети пассажирского транспорта города на 2008-2009 годы". Ее цель - упорядочить движение общественного транспорта, снизить затраты времени на перемещение по городу и, соответственно, оптимизировать загрузку уличной дорожной сети. Средства исполнения: исследование пассажиропотока, определение типа и количества транспорта на маршрутах, а также диспетчерских пунктов, введение новой схемы маршрутной сети. Затраты - восемь миллионов рублей.Планируется, что считать владивостокских пассажиров начнут весной. Полторы тысячи счетчиков должны справиться с работой к концу лета. Затем дело будет передано аналитикам. Им придется сопоставить наполнение транспорта, объем перевозок, рентабельность старых и необходимость открытия новых маршрутов, их среднюю дальность... Цена вопроса - четыре миллиона рублей из программных восьми.
Надо заметить, что желающих освоить эти деньги пока не нашлось. Но администрация надеется, что в аукционе на право заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ по изучению пассажиропотока все-таки появится победитель.
По словам начальника управления транспорта администрации Владивостока Сергея Войченко, в последний раз исследование пассажиропотока проводилось в 1987 году. Нынешняя маршрутная сеть сформировалась стихийно, без учета пожеланий горожан. Чиновник считает, что результаты исследования помогут заставить перевозчиков работать на новых линиях:
- Мы покажем, что тот или иной маршрут обоснован и представляет собой оптимальную схему движения от одного пассажирообразующего пункта к другому. Сейчас 15 из 88 городских маршрутов никто из перевозчиков брать не хочет.
В перспективе
Следующим шагом должно стать создание собственного, муниципального, автопарка. Конечно, 600 автобусов мэрия купить не сможет. В бюджете Владивостока-2009 на эти цели заложено 30 миллионов рублей. Но в управлении транспорта городской администрации уверены, что у людей появится возможность выбора: пользоваться коммерческим или муниципальным транспортом. Возможность выбора появится и у самой администрации. Она сможет диктовать условия "коммерсантам". Если та или иная компания не будет выполнять требования мэрии по организации перевозок, то от ее услуг откажутся, не опасаясь транспортного коллапса.
Обсуждая этот вопрос, депутаты говорили о необходимости обновления автопарка. Возить людей на старых машинах, выработавших ресурс, опасно. К тому же имеется положительный опыт: в Уссурийске автобусы старше восьми лет не имеют права работать на пассажирских маршрутах.
Сегодня "средний возраст" автобусов во Владивостоке определить сложно. По словам президента Приморской ассоциации транспортных компаний Игоря Кравцова, разброс - от 1990 до 2005 года выпуска. Правда, за последние полтора года перевозчиками было куплено 50 абсолютно новых китайских автобусов и еще 70 подержанных корейских - 1999-2004 годов выпуска. Однако полностью обновить автопарк частники вряд ли смогут - из-за финансовых проблем.
Раньше "мешали" льготники, деньги за перевозку которых автобусники получали частично. Между тем таких пассажиров, по статистике администрации Владивостока, около 200 тысяч. Сейчас, после отмены натуральных льгот, ситуация должна была измениться к лучшему. Но... Появилась новая проблема - повысились пошлины на подержанные иномарки.
- Автотранспорт, конечно, будет обновляться, - прогнозирует Игорь Кравцов, - но не в таком объеме, как хотелось бы и как требуется. Скорее всего, повышение пошлин приведет к тому, что 45-местные автобусы будем менять на машины с меньшим количеством сидений. Автобусы на 25 мест тоже большие, но они дешевле, поэтому быстрее окупаются.
Автотранспортные предприятия пока не намерены просить повышения платы за проезд. По крайней мере, до марта. За это время они подсчитают, действительно ли замена льгот деньгами улучшит их материальное положение. Администрация города заявляет, что нет оснований для роста стоимости проезда - из-за все той же отмены льгот и понижения цен на топливо.
А все заявления перевозчиков о сложности работы еще раз убеждают руководство города: Владивостоку необходима система муниципального транспорта.
Тем временем
В соответствии с программой "Развитие маршрутной сети пассажирского транспорта города на 2008-2009 годы" изучению подлежит весь общественный транспорт Владивостока. А именно: двухдверные автобусы большой вместимости - 600 единиц, автобусы малой вместимости с одной дверью - 200, трамваи - 31, троллейбусы - 22, морской транспорт, имеющий по два выхода, - 6.