Иностранцы не боятся усыновлять больных детей из владивостокского Дома ребенка

В прошлом году 28 детей из краевого Дома ребенка были усыновлены, трое ребятишек вернулись в семьи.

Первые шаги

- Большинство малышей взяли в семьи иностранцы. Надо иметь в виду одно обстоятельство: граждан других государств не пугает инвалидность малышей или их заболевание. Наши соотечественники все-таки предпочитают усыновлять детей здоровых, к тому в младенческом возрасте, - рассказывает главный врач Дома ребенка Виктория Варнакова. - В 2008 году к нам приезжала семья из США вместе с некогда удочеренной девочкой из Владивостока. Она у них, кстати, единственная дочь. На мой вопрос о ее диагнозе (заячья губа и волчья пасть) родители ответили: "Разве это проблема! Всего пара операций!" И действительно, сейчас только врач заметит, что у ребенка была операция. Девочка играет на скрипке, занимается верховой ездой, очень коммуникабельна и совсем не озабочена поставленным когда-то неприятным диагнозом.

Коллектив Дома ребенка - более 100 человек, преимущественно женщины и всего пятеро мужчин - призван адаптировать к социальной жизни попавших в медицинское учреждение детей. Здесь работают медики, педагоги, психологи, социальные работники.

- Даже если ребенок инвалид, его нужно научить держать ложку, ходить, умываться, в меру возможностей себя обслуживать, - говорит социальный педагог Людмила Ковалева. - У нас есть ребятишки, которые, находясь дома в асоциальной семье, даже в двухлетнем возрасте еще не умели говорить. Нам же удается уже через год-полтора выводить их из стрессовой ситуации. Потом потихоньку начинаем обучение: различать большое и маленькое, геометрические формы, цвета и их названия…

Игра теней

Воспитанники краевого психоневрологического Дома ребенка №1 - малыши особенные. Они нуждаются в медицинской реабилитации, коррекционно-педагогической и социальной помощи.

- Наши дети из года в год находятся в одном и том же помещении, видят одну и ту же комнату, не могут поменять, как принято говорить, среду обитания, - рассказывает педагог-психолог Светлана Ралдугина. - Поэтому и у такого маленького человечка накапливается психологическая усталость от однообразия обстановки. Нужна эмоциональная разрядка. Для этих целей мы оборудовали комнату психологической разгрузки.

Посещение комнаты психологической разгрузки малыши воспринимают как пребывание в сказочном царстве. Они с удовольствием наблюдают за текущей из фонтана водой, за пузырьками воздуха, за шелестом атласных ленточек. Гладя ладошками поверхность, обклеенную галькой или ракушками, дети испытывают незнакомые тактильные ощущения. Их восторг вызывают разноцветные тени от света, малыши могут даже выплеснуть плохое настроение - к их услугам детские боксерские перчатки…

- Стараемся приводить в комнату детей парами, - продолжает Светлана Ралдугина. - Ведь делиться впечатлениями с кем-то или наблюдать чью-то реакцию - тоже элемент психоэмоционального развития ребенка.

От всей души

Ксения и Виталий с пакетом в руках очень удачно зашли в Дом ребенка, сразу попавшись на глаза главному врачу.

- Мы хотим подарочки детям передать. Можно?

- Можно. Проходите за мной, - говорит Виктория Варнакова и проводит молодых людей в бухгалтерию.

- Обычно спонсоры хотят сами вручить подарки детям, - рассказывает она корреспонденту "РГ". - Но, как правило, мы этого не разрешаем. Ведь те же сладости не всем нашим воспитанникам можно давать…

Ксения и Виталий, как сами представились, "не супруги пока", принесли конфеты "просто так, потому что захотелось".

Тех, кто помогает детскому психоневрологическому учреждению, признаться, немного. Финансируется оно из краевого бюджета, но поскольку находится в приспособленных помещениях - в двух зданиях детского сада, построенных несколько десятков лет назад, то нуждается в капитальном ремонте.

- Мы уже многое здесь сделали: отремонтировали группы, веранды, поставили пластиковые окна и двери, но, как часто бывает в старых зданиях, пока латаем одно, другое ветшает, - говорит главный врач. - Бюджетных средств на все не хватает, поэтому, случается, прошу, уговариваю, убеждаю спонсоров или выделить деньги на ремонт, или оплатить тот или иной счет. Признаться, многие откликаются.

- А есть что-то особое, в чем нуждаются ваши малыши?

- Питание у нас на должном уровне, одежды и игрушек тоже хватает, - говорит Виктория Варнакова. - Бывает, иногда педагогу или психологу нужна не простая игрушка, а развивающая у детей определенные навыки. А чаще всего нам не хватает просто памперсов. Вот представьте, каждому ребенку нужно три в день, у нас 75 малышей, только в сутки необходимо более 220 памперсов...

Комментарий

Ирина Зайцева, ведущий специалист-эксперт департамента здравоохранения администрации края:

- Дом ребенка №1 - в первую очередь медицинское учреждение, а уже потом воспитательное. У его работников сложнейшие задачи по социализации детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии. Сейчас перед коллективом этого и других домов ребенка стоит задача превратить учреждения в реабилитационные медицинские центры.

К сожалению, в Доме ребенка трудно идет работа по переходу на другой режим работы воспитателей. Знаю, отголоски этих проблем докатились до депутатов думы Владивостока, которым были представлены материалы о якобы грубом обращении с детьми. Но это данные двухлетней давности, к тому же тенденциозно поданные.

Переход на новый график работы воспитателей, когда дети в выходные дни отдыхают от учебного процесса, болезненно шел и в Артемовском доме ребенка. Но таковы требования педагогической практики. Есть в детском учреждении проблемы с помещениями: поскольку комнаты там большие, группы детей сдвоены. Понятно, что существование детей и четверых взрослых в одном помещении утомляет, но постепенно мы придем к нормам и в этом вопросе.