23.01.2009 00:00
    Поделиться

    В Татарстане создают межмуниципальные сосудистые центры

    Что даст создание межмуниципальных сосудистых центров? Об этом корреспондент "РГ" беседует с министром здравоохранения Республики Татарстан Айратом Фарраховым.

    Российская газета: Болезни органов сердечно-сосудистой системы стабильно занимают первое место в структуре смертности?

    Айрат Фаррахов: Да. Сегодня ими страдает каждый третий взрослый житель республики, а это более 900 тысяч человек. Сердечно-сосудистые катастрофы - причина смертности, в том числе и преждевременной, в 70 случаях из ста. Каждый год в Татарстане регистрируется до 8 тысяч инсультов. Значительная их часть заканчивается летально либо приводит к глубокой инвалидности. При этом невозможность, а подчас и неумение врачей грамотно помочь больным зачастую фатальны. Вот и решили мы кардинально изменить подходы к лечению сосудистых заболеваний, да и не только их. Пошли по пути создания межмуниципальных центров.

    Раньше главная ставка делалась на больницы, максимально приближенные к месту проживания пациентов. Помощь, которая там оказывалась, действительно была доступной, но малоэффективной.

    Поэтому при поддержке президента и правительства республики мы приступили к поэтапной реализации программы по профилактике, диагностике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний. В частности, решили создать межмуниципальные сосудистые центры, которые по уровню оснащенности и подготовленности медперсонала не уступали бы европейским клиникам. Каждый из них будет обслуживать население той или иной территории республики.

    Разработаны кратчайшие маршруты доставки в них больных с острым нарушением мозгового кровообращения. Это очень важно: при возникновении сосудистых катастроф важен каждый час. Ведь при инсульте так называемое "терапевтическое окно" составляет не более шести часов.

    РГ: Как теперь будет оказываться неотложная помощь при сосудистых заболеваниях?

    Фаррахов: Она будет на трех уровнях. Первый - центральные районные больницы: здесь мы убираем излишние мощности и койки, освобождаем так необходимые средства. Второй - первичные межмуниципальные сосудистые центры в Нижнекамске, Чистополе, Буинске, Арске. Они созданы на базе существующих больниц, но теперь там кроме квалифицированного персонала, использующего современные стандарты лечения, есть необходимая для диагностики компьютерная томография, реанимация. Плюс два более мощных региональных центра - в Набережных Челнах и Альметьевске. Кстати, альметьевский центр, который обслуживает население всего юго-востока республики, - частное медицинское учреждение, и работает оно по контракту. Это пример частно-государственного партнерства. Наконец, третий уровень - Межрегиональный клинико-диагностический центр в Казани, выполняющий функции республиканского головного сосудистого центра. Такая структура оказания неотложной помощи позволит сделать доступными высокотехнологичные методы диагностики и лечения инсульта, инфаркта для 90 процентов населения республики.

    РГ: Но коек в обычных районных больницах станет меньше. Не получится ли, что медицинская помощь станет более качественной, но менее доступной для сельчан?

    Фаррахов: Давайте честно признаем: те койки, которые сегодня есть в участковых больницах, априори неэффективны. На их содержание, оплату коммунальных услуг и прочее уходит существенная сумма денег. Но при этом в них невозможно оказать больным современную технологичную помощь. Мы последовательно сокращаем неэффективные койки и переводим эти учреждения во врачебные амбулатории.

    Убеждены, что первичная помощь, которая зачастую носит амбулаторный характер, должна быть квалифицированной: своевременный вызов врача, своевременная постановка диагноза и своевременная доставка больного в межмуниципальный сосудистый центр. При разработке проекта мы учитывали режим доступности, наличие в республике дорог хорошего качества, связи между населенными пунктами, транспорта, включая санитарную авиацию.

    Отдельную ставку делаем на развитие информатизации здравоохранения, поскольку именно она поможет эффективно управлять процессом госпитализации. Врачи первичного звена должны знать, куда и как направить пациента на лечение, чтобы больной попал в ту больницу, где его действительно ждут и где ему грамотно помогут. Создание высокотехнологичных центров - это серьезная бизнес-модель. Ею можно управлять только при хорошей информационной поддержке.

    Мы всерьез обеспокоены и уровнем квалификации врачей, и качеством медицинского обслуживания на местах. Нужны системные управленческие решения, финансирование и новые методы обучения медперсонала. В Татарстане открыт первый в России центр по обучению высоким медицинским технологиям, где проходят стажировку и переподготовку специалисты со всей страны. Кроме того, у нас есть несколько ноу-хау, которые мы планируем внедрить в ближайшее время. К примеру, намерены сделать так, чтобы квалификационная категория врачей первичного звена и уровень оплаты их труда зависели в том числе и от того, сколько часов они потратили на свое обучение.

    Увеличивая средства на содержание страховых компаний, мы будем обязывать их проводить мастер-классы, обучающие семинары. Опыт показывает: сама направленность на большой объем высокотехнологичных вмешательств заставляет полностью менять те стереотипы, которые есть сегодня у врачей первичного звена. Другая важнейшая проблема - стандартизация. Как только на территории всей страны будут действовать единые стандарты и протоколы, мы сможем требовать их неукоснительного выполнения и качество помощи возрастет.

    РГ: Татарстан не вошел в перечень пилотных территорий, которые будут финансироваться за счет федерального бюджета в рамках программы снижения смертности от сосудистых заболеваний в Российской Федерации на 2008-2010 годы. Не отразится это на планах республики?

    Фаррахов: На уровне республики принято решение о том, что Татарстан будет находить резервы и реализовывать эту программу самостоятельно за счет средств регионального бюджета. Проект финансируется в рамках, предусмотренных в республиканской казне расходов на здравоохранение и целевых программ, а также за счет денег, сэкономленных в результате оптимального использования ресурсов. Я согласен, что таким образом мы ущемляем определенные проекты. Но это системное решение, часть стратегии развития здравоохранения Татарстана на ближайшие годы, и от него нельзя отказываться.

    РГ: Даже под негативным влиянием мирового кризиса?

    Фаррахов: Денег, которые тратятся на здоровье, всегда недостаточно. Причем даже в наиболее богатых странах, где расходы на здравоохранение составляют до 15 процентов от валового внутреннего продукта.

    Ежедневно появляются современные методики, которые становятся стандартами лечения, а это постоянно требует дополнительных затрат. Поэтому наша задача - максимально эффективно тратить те средства, которые имеются в здравоохранении. Мы хотим создать конкурентную систему здравоохранения, в которой каждый рубль будет работать на конкретный результат.

    Поделиться