Главный закавказский претендент на вступление в "европейскую семью" Тбилиси нашел способ не выполнять принятые в этой "семье" нормы.
Если говорить откровенно, ничего принципиально нового в этой новости нет. Грузинские власти уже давно с откровенным равнодушием относятся к принятым в Евросоюзе правилам поведения. Как, впрочем, и другим атрибутам демократического общества. Режим президента Михаила Саакашвили меняет как перчатки одних министров на других, нещадно тасуя кадровую колоду.
При этом, оказавшись в опале, бывшие грузинские чиновники немедленно переходят в оппозицию, начиная рубить "правду-матку" о своем бывшем шефе. Но тот немедленно находит объяснение кадровой чехарде - низкая эффективность госаппарата.
Хотя все понимают: речь всего лишь идет о неспособности грузинских первых лиц эффективно внушать европейским и американским партнерам точку зрения Саакашвили. В то, что те научились самостоятельно размышлять над происходящим в Грузии и после конфликта вокруг Южной Осетии весьма скептично относятся к поступающей из республики официальной информации, президент не верит. Точнее, не желает верить. А потому тасует кадры в надежде найти самых убедительных и красноречивых. Способных не краснея выдавать черное за белое. Как охарактеризовал грузинского лидера в интервью "РГ" один из американских политологов, встречавшихся с Саакашвили, "это человек, который заводится от собственных слов". Остается добавить - и от собственной безнаказанности.
В четверг официальный Тбилиси в очередной раз продемонстрировал, во что он ставит принятые в Европе правила. В ответ на законную просьбу России осуществить оценочный визит и верификационную инспекцию военных объектов Грузии на основании Венского документа ОБСЕ от 1999 года был получен категорический отказ. В принципе, не отрицая законность требований Москвы, грузинские власти нашли возможность оставить свои объекты безнадзорными.
В Тбилиси просто объявили отношения с нашей страной форс-мажорными. В таком случае инспекций согласно нормам ОБСЕ не предусмотрено. Режим форс-мажора Тбилиси намерен сохранять до тех пор, пока Абхазия и Южная Осетия не вернутся в состав Грузии. То есть вечно: вряд ли эти новые государства захотят оказаться вновь в составе республики.
В России к решениям Тбилиси отнеслись с пониманием. Москва отлично видит, почему грузинские военные не хотят принять российских экспертов. Это западным наблюдателям можно рассказывать о том, как страна выполняет свои обязательства в отношении соглашения "Медведев-Саркози". И демонстрировать "потемкинские деревни", подтверждающие факт отвода грузинских войск в места постоянной дислокации. Но такая "стряпня" вряд ли пройдет в отношении российских военных, хорошо знающих, где именно на самом деле стоят грузинские части. И где они должны находиться согласно российско-французским договоренностям.
Между тем
"Грузинская сторона неоднократно предлагала проверить, что ее военнослужащие находятся в местах постоянной дислокации в соответствии с договоренностями Медведева-Саркози. Но когда дело дошло до реальных действий, Тбилиси пошел на попятную", - заявил "Интерфаксу" источник в российском внешнеполитическом ведомстве.