По факту гибели Героя России, полковника-десантника в отставке Валентина Полянского возбуждено уголовное дело по статье 105 УК - "Убийство".
Официальный представитель Следственного комитета при Прокуратуре РФ вчера заявил корреспонденту "РГ":
- По указанию руководства Следственного комитета уголовное дело по факту гибели полковника ВДВ в отставке, Героя России Валентина Полянского принято к производству Главным следственным управлением.
От комментариев он отказался, сославшись на тайну следствия.
И само самоубийство, и обстоятельства, ему предшествующие, уже наделали немало шума. О дикой истории, в которую попал Герой России, первой написала "Российская газета".
Отставного полковника ВДВ задержали милиционеры столичного метро: якобы он пытался пройти в подземку в состоянии сильного опьянения. В отделении Полянскому досталось: в военном госпитале им. Бурденко, куда он обратился сразу после освобождения, зафиксировали множество синяков, кровоподтеков и сотрясение мозга. А сделанные в госпитале анализы не подтвердили наличие у него алкоголя в крови.
Когда милицейское начальство выяснило, что Полянский - Герой России, ему предложили замять дело полюбовно. Но полковник заявил, что будет добиваться правды. Вот тогда против него и возбудили уголовное дело по двум статьям УК - "Применение насилия в отношении представителя власти" и "Оскорбление представителя власти". Расследование вел старший следователь по особо важным делам столичного управления Следственного комитета Артем Пахомов.
Однако Лефортовский суд Москвы прекратил оба уголовных дела. Прокурор отказался от поддержания обвинения в насилии. По другой статье - "Оскорбление представителя власти" суд прекратил дело за примирением сторон. По результатам проверки приказом прокурор Москвы объявил выговор прокурору метрополитена, а его заместитель, выступавший гособвинителем по делу, срочно уволился по собственному желанию. Хотя некоторые СМИ сообщили, что его уволили по приказу столичного прокурора.
У этой истории оказался трагический финал. Валентин Полянский застрелился в Москве в своей квартире на улице Цимлянской в ночь на 3 января - прямо на глазах у жены. По ее свидетельству, роковым выстрелам предшествовал чей-то телефонный звонок. В этой трагедии много непонятного. Поначалу появилась информация, что полковник покончил с собой, дважды выстрелив себе в грудь из наградного макарова. Однако оперативно-следственная группа установила, что первый выстрел был сделан в пол, а уже потом - в грудь.
Супруга полковника Надежда Полянская, с которой он прожил 34 года, рассказала следствию, что в последнее время он был нервным, угрюмым и даже обращался к психотерапевту. Но 2 января был в хорошем настроении. Однако вечером мужу кто-то позвонил. И после этого звонка он заметно помрачнел и занервничал. Жена пыталась выяснить, кто звонил, но полковник отмалчивался. А затем прогремели выстрелы.
Надежда Дмитриевна тут же вызвала милицию и "скорую", которая доставила мужа в НИИ Склифосовского. Он был еще жив, но несколько часов спустя скончался на операционном столе от потери крови и болевого шока.
Уже после того как милиция и медики покинули квартиру Полянского, жена обнаружила предсмертную записку, написанную на обрывке почтового конверта. В ней была всего одна фраза: "Меня убил Пахомов А..." Еще одна буква написана неразборчиво. Снизу проставлена дата: 2.02.09. Странно, почему она датирована февралем этого года? Может, он еще на что-то надеялся и не принял окончательного решения свести счеты с жизнью? Кстати, снимок этой записки каким-то образом попал в Интернет. Вот вам и тайна следствия.
Вот что рассказал корреспонденту "РГ" Вячеслав Макаров, адвокат Полянского:
- Героя России оскорбило то, что к нему, боевому офицеру, следствие относилось как к заурядному уголовнику. Все аргуметы в его пользу следователь Пахомов игнорировал. Протесты защиты также оставались "за бортом" следствия. Пахомов всячески препятствовал мне как защитнику ознакомиться с делом. Даже пытался заменить адвоката, как я понимаю, на более лояльного к следователю. Мы не раз подавали жалобы на действия Пахомова, но на все получали стандартные отписки: следователь действует в рамках закона.
Я не исключаю, что именно моя "несговорчивость" подвигла Пахомова возбудить уголовное дело также и против меня по той же самой статье, что и против моего подзащитного: "Применение насилия в отношении представителя власти". Я якобы избил одного из членов следственной бригады Пахомова. Но дело тоже развалилось, Мосгорсуд отменил постановление о его возбуждении.
Все это очень тяжело морально действовало на Полянского. Он несколько раз пытался попасть на прием к руководству Следственного комитета, говорил, что должен открыть начальству глаза на то, что творят подчиненные.
По словам адвоката, нервы у Полянского в конце концов, судя по всему, не выдержали. Любой человек в такой ситуации может сломаться.
За несколько недель до трагедии Полянский вдруг заявил своему адвокату, что если он застрелится, то, может быть, тогда хоть кто-нибудь обратит внимание на его дело. Да и семью оставят в покое.
Досье "РГ"
Осенью 1999 года в районе дагестанского Хасавюрта 119-й полк Полянского получил задачу овладеть господствующей высотой, на которой укрепились боевики полевого командира Хаттаба. Полковник сам повел сводный батальон, состоявший в основном из новобранцев, в атаку. Она закончилась разгромом бандитов, значительно превосходивших числом десантников. В 2000 году за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга на Северном Кавказе, Валентину Полянскому было присвоено звание Героя России. На его малой родине - в селе Пиково Липецкой области односельчане установили бюст своего прославившегося земляка. Валентина Полянского похоронили на Троекуровском кладбище со всеми полагающимися воинскими почестями.